Странно, но никто из политиков, похоже, даже не чешется по поводу проведения досрочных президентских и парламентских выборов. Ни президент, ни оппозиция. Кроме заявления гаранта нации о готовности поучаствовать во всех предстоящих электоральных кампаниях, а также молчаливого согласия Партии регионов, никаких внятных сигналов больше не поступало. Объявлен тайм-аут до конца пасхальных и майских праздников. А ведь время идет.
В конце апреля, например, заканчивается срок, отведенный для роспуска Верховной рады. В соответствии с Конституцией, за шесть месяцев до истечения полномочий президента он лишается права досрочно прекращать деятельность парламента. Понимаю, что в нынешних политических условиях норма Основного закона - не аргумент. Но надо хотя бы создать видимость соблюдения конституционных правил игры. Как бы в Европу движемся. Жадно впитываем демократические ценности.
Если гарант нации действительно собирается участвовать в досрочных парламентских выборах, то ему уже пора издавать указ. В противном случае о приобретении депутатского иммунитета (вот ирония судьбы - так боролся за его отмену, а теперь самому понадобился) можно смело забыть. После избрания нового главы государства Виктор Ющенко, конечно же, вправе баллотироваться в Верховную раду. Вот только трехпроцентный проходной барьер ему вряд ли покорится. Споткнется. А рассчитывать на должность в мифическом Сенате... Надо быть очень смелым, но абсолютно неадекватным человеком. Впрочем, одно другому, как свидетельствует опыт, не мешает.
Указа нет. Есть слухи, что он где-то валяется в секретариате Виктора Балоги, у которого гарант трудится президентом. Однако слухи к делу не пришьешь. Конечно, есть проблемы с основанием для роспуска Рады. Виктор Андреевич напряженно ждет решения Конституционного суда, который должен подкинуть ему "аргументов" для досрочного прекращения полномочий Верховной рады. Например, принять решение о том, что парламентскую коалицию создают депутаты, а не фракции. И если происходят изменения в коалиционном составе, то необходимо по-новому утверждать состав правительства и кандидатуру премьер-министра. Вот вам и два веских основания для роспуска Рады. Ведь даже ребенок знает, что в действующей коалиции состоит меньше 226 депутатов. А после создания нового парламентского большинства на базе самой маленькой фракции ВР (Блок Литвина) процедура переутверждения Юлии Тимошенко на должности премьера не проводилась. Однако КС явно не торопится с вынесением вердикта. Судьи не хотят встревать в политические разборки. И далеко не факт, что решение будет вынесено в пользу Ющенко. Ситуация патовая: нет указа - нет досрочных выборов парламента.
Оппозиция тоже не горит желанием подставлять плечо гаранту. Вариант с тридцатидневным блокированием трибуны Рады (сценарий "недееспособный парламент") уже не может быть реализован. Сроки прошли. Возникает закономерный вопрос: а кто-то вообще собирается кого-то переизбирать? Складывается впечатление, что в последний момент был сорван стоп-кран в электоральном поезде. В очередной раз сложилась совершенно идиотская ситуация. Все чего-то ждут. Гарант ждет решения Конституционного суда. Потенциальные участники парламентской кампании - указа о роспуске Рады. Все, круг замкнулся.
В активе есть принципиальное решение проводить выборы президента 25 октября. За него проголосовало более четырехсот парламентариев. Консенсус как бы есть. Однако проблем стало еще больше. Прежде всего, Виктор Ющенко упорно считает октябрьскую кампанию досрочной. По его мнению, очередные выборы президента необходимо проводить 17 января 2010 года. Опять Конституционный суд должен сушить себе голову над этой загадкой. Впрочем, особой загадки как раз и нет. Как ни странно, гарант имеет больше прав настаивать на своем варианте электоральной даты. Но какой ему смысл запутывать ситуацию? Второй срок ему не светит. Тихо бы согласился с 25 октября и никому бы мозги не компостировал. Чисто политическое решение. А время сейчас такое. Неспокойное. Если с самого начала начинаются "непонятки" с определением статуса выборов - досрочные или очередные, значит, готовится какая-то политическая пакость. То ли результаты волеизъявления оспорят, то ли еще третий тур придумают. Задекларированное участие Виктора Андреевича в президентских выборах гарантирует массу незабываемых ощущений.
Следующий момент: в случае досрочных выборов главы государства Ющенко не может участвовать в президентской гонке. Читаем избирательный закон: "Лицо, полномочия которого были приостановлены досрочно в соответствии с Конституцией, не может быть выдвинуто кандидатом на пост президента на внеочередных выборах". В Основном законе содержится исчерпывающий перечень причин досрочного прекращения полномочий главы государства. Это импичмент, состояние здоровья, смерть и отставка. В данном случае речь идет об отставке. Конечно, закон о выборах можно изменить. Вот только кто за него проголосует перед началом кампании? Поведение гаранта в данном случае абсолютно нелогично. Он же сам настаивает на том, что выборы досрочные. И хочет в них участвовать. Однако не может этого сделать в соответствии с законодательством, которое под него переписывать, похоже, никто не собирается.
В общем, вокруг идеи досрочных президентских и парламентских выборов наворотили столько всего, что образовался качественный, то есть глухой тупик. Какие выводы можно из всего этого сделать?
Во-первых, основные политические игроки, скорее всего, блефуют. Идея проведения двойных досрочных выборов явно подброшена Тимошенко, чтобы она как следует напряглась. Судя по всему, план удался. Юлия Владимировна не просто напряглась. "Премьерка" засуетилась. Активизировались переговоры между БЮТ и Партией регионов. Правда, на неофициальном уровне. Предмет все тот же: как поделить власть на двоих.
Во-вторых, досрочные выборы Рады и президента, видимо, будут разведены во времени. Конечно, оптимальный вариант - это сначала переизбрать парламент, а затем главу государства. Оптимальный для всех. Кроме БЮТ. Однако не исключен и другой сценарий: новый президент распускает парламент. В любом случае никого из возможных победителей гонки не устраивает существующая в Раде расстановка сил.
И напоследок о Тимошенко. Юлия Владимировна однозначно собирается стартовать на президентство с премьерской позиции. Спрыгнуть с темы власти она уже не в состоянии. Точка невозврата пройдена окончательно и бесповоротно. Схема "премьер-кандидат" работает только в условиях "чистых" президентских выборов, без всякой "парламентской примеси". В противном случае Тимошенко остается даже без видимости существования в Раде коалиции, поскольку ее субъекты - "НУНС" и Блок Литвина - уйдут в электоральное плавание. "Доноры" коалиции (КПУ) тем более ничем не смогут помочь "премьерке". Любое сотрудничество с властью для них смерти подобно. Автоматически Юлия Владимировна лишается премьерской позиции в будущем, поскольку Кабинет министров обязан сложить полномочия перед новоизбранной Радой. А ведь процесс передачи власти от гаранта нации к новому президенту обещает быть долгим и нудным.
Всякое может произойти. Даже если Тимошенко выиграет выборы главы государства, это не означает автоматической победы. Можно угодить в "растяжку". Например, ЦИК признает результаты выборов в Верховную раду недействительными, итоги президентской кампании как бы зависнут в воздухе. В конце концов, был же у нас прецедент третьего тура. Все может повториться. Только с другими действующими лицами. Вот именно это и заставляет ее суетиться.