В последнее время наши министры превратились в заправских сценаристов. К сожалению, продюсер время диктует им работать не в жанре мелодрамы, комедии или водевиля, но футуристического триллера или фильма-катастрофы. Премьер-министр и министр финансов предупреждают, что выбирать придется из плохого и очень плохого сценариев (представляете классическую ситуацию: злой и добрый следователь, по-современному - злой и свирепый).
Политики и экономисты впервые думают одинаково. И это пугает
Когда три месяца назад 'Час' писал о том, что кризис начнется тогда, когда торговые центры заселят армии бомжей, а самой популярной услугой станет врезка труб для печей в стеклопакетах, меня спрашивали: вы в самом деле так думаете? Нынче уже латышские политологи рисуют картины в не менее мрачном свете. 'Рига может превратиться в особенно защищенное гетто для богачей, в котором избранные будут наслаждаться европейским уровнем жизни, а за оградой с колючей проволокой будут ютиться выселенные из домов бомжи, будет процветать торговля людьми и наркотиками, безнаказанное насилие, попрошайничество, рэкет'. Так говорил политолог Ивар Иябс.
Однако в поисках ответа о том, какие черты может носить кризис по-латвийски, хотелось бы обратиться не к политикам и тем, кто их изучает, а к экономистам. Благо, что в Латвии таковых еще можно отыскать - остались со старых времен. В конце февраля в Риге состоялся экспертный семинар, по итогам которого был опубликован доклад 'Системный кризис латвийского общества: причины, тенденции и возможные сценарии выхода из кризиса', подготовленный группой авторов под эгидой Балтийского института стратегических исследований и инноваций и общества 'Гуманитарная инициатива'. В нем есть много любопытного о латвийской политической модели как бюрократическом провинциализме, об особенностях латвийского первоначального накопления капитала и обо всем, что привело страну к разбитому корыту. Но нам жить не в прошлом и в будущем, поэтому мы ограничимся тем, что приведем два сценария развития событий в стране, написанных экономистами.
Пессимистический сценарий
При сохранении сложившихся тенденций за год произойдет сокращение объемов производства не менее чем на четверть - до уровня 2003 года. В следующем году произойдет аналогичное падение, и экономика опустится до уровня кризисного 1993 года. Безработица составит в этом году около одной пятой, а в следующем - одной четвертой от трудоспособного населения. Произойдет это из-за прекращения внешних инвестиций и кредитования, а также ухудшения возможностей экспорта произведенной продукции.
К спаду производства в этом году добавятся сбои в работе банковской системы. В первую очередь из-за некомпетентных действий правительства. Лат будет девальвирован, но это уже не приведет к улучшению ситуации в экономике. Из-за ее высокой зависимости от поставок сырья и наличия больших валютных кредитов у латвийских предприятий и населения. Основным средством обращения и сбережений в Латвии станут евро и доллары. Государство лишится трети своих доходов в этом и половины - в следующем году, а поэтому вынуждено будет объявить дефолт по своим обязательствам.
Международная помощь будет оказываться в ограниченных размерах и только государству. Из-за неэффективности госаппарата она будет использоваться крайне неэффективно.
Объемы потребления населения сократятся пропорционально сокращению объемов производства - на четверть в текущем и на столько же в следующем году. Сокращение потребления ляжет в основном на социально слабые слои населения: пенсионеров, многодетные и неполные семьи, молодежь, потерявших работу, сельских жителей. У них потребление сократится в два-три раза, и они будут поставлены на грань выживания. Государство не сможет организовать им минимально необходимую материальную поддержку. Обнищание и голод вызовут рост преступности, массовые митинги, демонстрации, перекрытие дорог, погромы и поджоги. Часть трудоспособного населения уедет из страны.
Из-за неурегулированности отношений между русскоязычной и латышской общинами, а также попыток правящей элиты в очередной раз прибегнуть к этнической мобилизации социальные конфликты примут этническую окраску и перейдут в фазу открытых столкновений.
Предприниматели станут уводить бизнес за границу, уходить 'в тень', массово закрывать предприятия и жить за счет накоплений. Значительная часть предпринимателей потеряет бизнес из-за банкротства. Имущество еще функционирующих предприятий будет подвергаться риску разграбления и уничтожения в ходе беспорядков. При сокращении поступлений в бюджет правящая элита будет пытаться сохранить свои высокие доходы и не пойдет на сокращение чиновничьего аппарата. Сильнее всего будут сокращены бюджетные расходы на здравоохранение и образование. Продолжится хищение государственных средств и их неэффективное расходование.
Все это приведет к потере правящей элитой легитимности. Она попытается установить диктатуру 'сильной личности', но не получит поддержки масс и, скорее всего, будет ими сметена. Контрэлита не успеет консолидироваться, и общество на длительное время погрузится в хаос. Выйти из него удастся только к 2020 году, а восстановить объем производства и потребления - к 2025-му. Латвия потеряет политический суверенитет и будет управляться извне международными институтами.
Оптимистический сценарий
После ускоренной перестройки политической и экономической модели падение объемов производства ВВП в Латвии удастся к концу года остановить на уровне четверти, а безработицу - одной пятой от предкризисного уровня. Внешние экономические условия останутся неблагоприятными, иностранная помощь будет поступать только в виде ограниченного объема государственных кредитов. Однако краха банковской и финансовой системы, а также государственного дефолта удастся избежать, так как новая политическая элита получит кредит политического доверия населения. Лат не будет девальвирован. Будет проведена национализация части банков.
Объем потребления населения сократится не менее чем на четверть, но бремя потерь равномерно распределится между всеми социальными группами. Инструментами достижения социальной справедливости будет прогрессивное налогообложение личных доходов и имущества. Полученные от более состоятельных лиц средства станут использоваться для поддержания потребления социально слабых слоев населения. Поступления в бюджет сократятся на треть, но произойдет значительное сокращение аппарата госуправления и сокращение расходов на содержание остальных бюрократов. Удастся сохранить отрасли здравоохранения и образования. Принятием жестких мер удастся существенно уменьшить уровень коррупции.
Будут приняты меры по стимулированию сбережений и частных инвестиций. Они пойдут преимущественно в производственную сферу. Развитие получат импортозамещающее производство, падение экспорта удастся удерживать на уровне, соответствующем размерам снижения емкости мирового рынка. Государство начнет осуществлять собственные капиталовложения в экономику, организует общественные работы по развитию инфраструктуры. Отсутствие внешних инвестиций и кредитов будет ограничивать экономический рост, и выход на докризисный уровень производства и потребления будет обеспечен к 2015 году. Все это время Латвии удастся избегать внешнего политического управления.
За какой из сценариев голосуете вы, уважаемый читатель?
Возвращение к натуральному хозяйству
Если Латвия не примет поправки к госбюджету 2009 года, не проведет структурные реформы и таким образом потеряет возможность продолжать использовать кредитную линию, о которой ранее договорилась с международными донорами, дефицит бюджета составит примерно 11% внутреннего валового продукта (ВВП) и государство вынуждено будет сократить расходы примерно на 1,35 млрд. латов, сказал BNS пресс-секретарь Банка Латвии Мартиньш Гравитис.
'Либо мы проводим структурные реформы, сокращаем расходы на 750 млн. латов и делаем бюджетный дефицит 5% ВВП, либо, не сделав этого, не получаем возможности продолжать использовать ранее оговоренную кредитную линию - тогда бюджетный дефицит составляет примерно 11% ВВП, а финансирования на него нет. Тогда мы в принудительном порядке вернемся к сбалансированному бюджету - будем тратить столько, сколько получаем. Тогда придется урезать расходы еще на 750 млн., или в целом - примерно на 1,35 млрд. латов', - пояснил он, отвечая на вопрос, что будет, если Латвия не получит следующий транш международного займа.
В таком случае под угрозой окажется также софинансирование, необходимое для получения денег из фондов ЕС, а ведь именно фонды ЕС - один из источников, помогающих разогреть экономику, добавил он.
'Развитие второго сценария может привести к ситуации, похожей на ту, что была в начале 1990-х годов, когда нередко приходилось существовать в режиме натурального хозяйства', - считает представитель центробанка.
Анекдот
25.04.2013. Международное кредитно-рейтинговое агентство Standart&Poors-Moodys&Fitch в четверг понизило рейтинг латвийского правительства по обязательствам в иностранной и национальной валюте с Xyy до Yzz.