Сочи, Россия - Несмотря на все интриги, окружавшие выборы мэра Сочи, действующий мэр Анатолий Пахомов смог избежать столкновения со своими критиками - или даже просто подтверждения их существования - до пятницы, когда его перехитрил гроссмейстер.
Г-н Пахомов, пользующийся поддержкой Кремля, похоже, получил легкую победу в воскресном голосовании, и будет управлять городом, когда здесь пройдет Зимняя Олимпиада 2014 года. В предвыборной кампании оставалось совсем немного времени, когда в пятницу он посетил расположенную поблизости от Сочи деревню, где принял участие в церемонии в память о геноциде армян времен Первой мировой войны. Участие в церемонии было важным жестом в сторону многочисленного армянского населения Сочи. Пахомов сказал короткую речь, которая была уважительной, хотя и немного топорной, а затем, под вежливые аплодисменты, отступил назад, уступив место школьницам, которые должны были прочесть выученные наизусть стихи.
Но воодушевленный человек с седыми волосами пробрался к подиуму, и когда он забрался на него, по толпе пробежал шепот. Этим человеком был Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, присутствовавший в Сочи, чтобы поддержать предвыборную кампанию главного соперника Пахомова Бориса Немцова.
Г-н Каспаров, чья мать армянка, почти два часа тихо сидел в стороне, раздавая автографы. Его окружила толпа поклонников, сорока- и пятидесятилетних мужчин, которые обожают его с детства. Когда организатор из партии 'Единая Россия', поддерживающей Пахомова, попытался удалить Каспарова с места проведения церемонии, заявив, что его присутствие является агитацией, глава деревенской администрации сердито посмотрел на него и отрезал: 'Он - мой кумир!'
Речь Каспарова началась довольно безобидно. Он экспромтом упомянул г-на Немцова, но замечание было таким утонченным, что его было легко не заметить. Затем он начал метать стрелы в Москву, заявив, что Советская Россия поддерживала Турцию во время резни армян.
Г-н Пахомов, стоявший за ним на подиуме, выглядел так, будто только что съел лимон.
Через две минуты и 33 секунды после начала речи Каспарова, вперед выступил местный чиновник и заявил, что его время истекло. Г-н Каспаров недоверчиво повернулся к толпе.
'Что происходит? - спросил он громко. - Я не могу говорить? Может быть, лучше молчать?'
Толпа закричала 'Нет!' и разразилась аплодисментами. Каспаров продолжил критиковать рост преступлений на расовой почве в России, заявив, что 'геноцид не появляется из ниоткуда, и, мягко говоря, правительство делает очень мало, чтобы остановить этот разгул национализма'. Он заявил, что Москва мешала поколениям армян найти свои исторические корни, а затем пошел еще дальше.
'Источником проблемы являются власти, - сказал он. - За армянскими погромами в Баку стояло КГБ. КГБ стравливал нации друг с другом. Мы никогда не должны вестись на эти провокации.' Он закончил свою речь словами 'Я люблю вас, мы одна семья', и толпа долго и громко рукоплескала ему.
Стоя в толпе, адвокат Вартян Мардиросян с наслаждением подсмеивался над спектаклем. Он сказал, что сочинские власти предприняли такие крутые меры против оппозиции, что это напомнило ему советские времена, когда люди боялись выражать свои мнения за пределами своих кухонь. Церемония стала 'необъявленным соревнованием', сказал 68-летний Мардиросян, добавив, что г-н Каспаров стал одновременно и жертвой несправедливости и неоспоримым победителем.
Он начал свою прогулку домой, с широкой улыбкой на лице.
'Он не просто сыграл в шахматы, - сказал г-н Мардиросян. - Он поставил шах и мат.'