Как только 14 апреля в штаб-квартире НАТО было распространено заявление о планах провести маневры в Грузии под эгидой альянса с шестого мая по первое июня, в воздухе снова запахло грозой. Спустя сутки на это рядовое сообщение (к маневрам готовились почти год) гневно, можно сказать, истерично отреагировала Москва. Альянс предупредили, что учения лучше отсрочить или отменить вообще. Москва назвала маневры 'бряцанием оружием у границ России'.
В адрес участников, среди которых значились Казахстан, Армения и Молдова, был послан сигнал, что их участие - не что иное, как предательство России, поскольку 'намеченные на май учения НАТО по своей географии и составу участников носят антироссийский характер'. Ну и, конечно, саму Грузию Москва в очередной раз обвинила в подготовке силовой акции - 'агрессии' против Абхазии и Южной Осетии, которые, напомним, Россия уже признала независимыми.
'Для нас очень важно понять степень адекватности партнеров [в НАТО], потому что нельзя жить с короткой памятью. В прошлом году трагические события на Южном Кавказе начались с того, что на территории Грузии проходили аналогичные учения, и у нас даже были подозрения, что под видом этих учений кто-то ввез тяжелую военную технику, которая была использована при нападении на Цхинвали. Сейчас ситуация повторяется с точностью на 100 процентов', - это слова постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина из интервью 'Вестям'. 'Адекватных ответов мы не получаем, - продолжил он. - Такое впечатление, что война для наших коллег в НАТО не является форсмажорным обстоятельством, которое должно было бы пересмотреть все эти планы'.
Правда, активизировались власти не в Тбилиси, а в Сухуми. Здесь заявили, что не оставят действия НАТО без ответа, и, вероятно, проведут на абхазской территории собственные учения и ускорят создание российских баз в селениях Гудаута и Очамчира. Дальше больше. Россия отказалась от участия в совместном с НАТО заседании начальников штабов, дав понять, что о прерванном после августовских событий в Грузии военном сотрудничестве не может быть и речи, пока на повестке дня остаются нерешенные политические вопросы.
Что же так взбудоражило россиян? Учения Cooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09 на грузинском полигоне 'Вазиани' будут проводиться без применения оружия и военной техники, число участников будет ограничено 1300 военнослужащими, и их целью является наладить механизм совместных действий в рамках программы 'Партнерство ради мира'. Учения предусматривают отработку представителями 18 стран антитеррористических и миротворческих операций. Россия также получала приглашение, но отказалась участвовать.
Принимая во внимание все вышесказанное, НАТО сочло необходимым направить России уведомление, что свои планы менять не собирается и учения будут проведены в срок. 'Мы не видим здесь угрозы для России', - заявили в Госдепе США. Грузинские дипломаты были еще более откровенны: 'Что касается позиции по запланированным учениям с НАТО, Грузия имеет конституционное право проводить на своей территории какие пожелает учения, и Россия не имеет права высказывать в связи с этим какое-то мнение. Вместо комментария по учениям НАТО России лучше приступить к деоккупации территории Грузии', - подчеркнул грузинский министр иностранных дел Григол Вашадзе.
Россия готова уцепиться за любой мало-мальский повод, чтобы на весь мир кричать о 'попрании российских интересов' в стратегически важном регионе. Но в то же время в Москве почему-то не говорят о том, что примерно 70% ее наиболее боеспособных частей (по разным оценкам, около 200-250 тысяч человек) сосредоточены в последние годы именно на Кавказе, на границе с Грузией и Азербайджаном. Широкомасштабные боевые действия в Чечне закончены, и этот контингент нужен Кремлю сегодня именно на случай новых попыток Грузии восстановить свою территориальную целостность, точнее, чтобы Тбилиси этого не смог сделать. Кроме того, Кремль уже десятилетия успешно плетет кавказские интриги, стравливая целые государства, а в случае с Грузией и Азербайджаном влияя также на 'сепаратистские' регионы с целью поддерживать статус-кво прошлого века.
При различном потенциале ни одна из трех южнокавказских стран не способна противостоять России самостоятельно, а едиными в своем сопротивлении они, пожалуй, никогда не были. До тех пор пока не появился внешний фактор, способный объединить интересы всех стран регио┐на хотя бы в определенных аспектах обороны и безопасности. Вот почему появление нескольких сотен солдат НАТО в Грузии стало для Кремля первым звонком, предупреждающим о том, что Североатлантический альянс может попытаться решить проблемы региона по-новому. А главное, у Кремля просто не останется возможности манипулировать и стравливать соседей, которые сообща вознамерились дружить с альянсом.
В этом, очевидно, и кроется главная причина такой неадекватной реакции руководства России на безобидные учения. Однако следует объяснить и то, в чем собственно причина возросшего интереса НАТО к Кавказу. Потеряв базу в Киргизстане, откуда осуществлялся транзит военных грузов для коалиционных войск в Афганистане, альянс оказался перед необходимостью создания новых коридоров, которые бы позволили поддерживать контингент из Европы и обеспечивать возможность переброски войск из Ирака. Закавказье подходит для этого как нельзя лучше и, кроме всего прочего, открывает оперативный простор для действий против Ирана, если потребуется в перспективе.
Россия почему-то не отреагировала так же бурно на проходящие как раз в эти дни другие натовские маневры - 'Региональный ответ-2009' в Азербайджане. Учения, организованные в рамках Оперативного плана по индивидуальному сотрудничеству между Азербайджаном и НАТО, проходят в форме трехдневных штабных и пятидневных полевых учений на уровне рот и взводов по сценарию многонациональных миротворческих операций. В то же время ряд азербайджанских экспертов отмечают, что в ходе маневров НАТО изучит вариант создания транзитного коридора по маршруту Ирак - Турция - Грузия - Азербайджан - Центральная Азия. Предстоящие учения в Грузии можно также рассматривать в этом контексте. Заметим, правда, что в Баку сделали все для того, чтобы из этого сотрудничества была исключена Армения. А последняя как раз усиленно старается не следовать в фарватере России, а сама активно стремится наладить контакты с НАТО, используя для этого Турцию и США, и вот теперь намерена направить своих солдат на маневры в Грузию.
Такой новый расклад вынуждает Москву прилагать максимум дипломатических усилий, а порой и выходить за рамки дипломатичности для сохранения своего влияния в регионе. Так, в ходе состоявшихся на минувшей неделе переговоров президентов Азербайджана и России Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева в Москве 'торг' шел по целому комплексу тем: нефть Каспия, Нагорный Карабах, военное сотрудничество. Баку пообещал России нефть, в то время как Россия выразила готовность поставить Азербайджану те виды вооружения, которыми были бы компенсированы российские же поставки оружия Армении. Впрочем, надежды на разрешение карабахской проблемы остались весьма неопределенными, хотя, по словам Ильхама Алиева, он получил кое-какие заверения. А уже сегодня в Москве проводят переговоры с президентом Армении Сержем Саркисяном.
Кремль все еще пытается играть на Кавказе по старым правилам. Но разве вторжение русских в Грузию ничему не научило? Рогозин прав: за год ситуация изменилась, но не в пользу России. Мало кто на Кавказе теперь верит в искренность Кремля, тогда как НАТО ведет свою политику в регионе, следуя вполне понятным всем мотивам, и даже перед Россией не боится откры┐вать свои карты. В этом проявляется сила позиции альянса и слабость Москвы. Психическая атака - признак отчаяния - едва ли способна переломить ход геополитической войны на Кавказе.