'Встреча президента Белоруссии Александра Лукашенко с Папой Римским Бенедиктом XVI и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони - это символический конец изоляции человека, которого определяют как последнего диктатора Европы', - пишет в комментарии в газете 'Жечпосполита' Петр Косцинский.
'Изолирование Лукашенко принесло слабые результаты, - утверждает комментатор, - а кроме того оно способствовало тому, чтобы Белоруссия попала в зависимость от России. Наверное, поэтому Европейский союз согласился упразднить визовые санкции по отношению к белорусской верхушке, после всего лишь скромных уступок со стороны Минска, то есть освобождения политических заключенных, которое ведь не означает прекращения постоянного ведения судебных процессов против оппозиционеров, а также более мягкой позиции по отношению к антиправительственным демонстрациям, минимальной демократизации предвыборных процедур и незначительного улучшения ситуации независимых СМИ". <...>
"Существует опасность, - предостерегает Петр Косцинский, - что Лукашенко придет к выводу, что в Белоруссии ничего не надо больше менять, если его начнут опять принимать в европейских столицах. Европейский союз должен в дальнейшем оказывать давление на Минск и напоминать ему о том, что согласие на визит в Рим или участие в саммите Европейского союза в Праге не означает одобрения всего того, что происходит в Белоруссии'.
Аудиенция президента Лукашенко у Папы Римского нашла свое отражение во всех польских газетах. 'Газета выборча' приводит слова министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который заметил, что 'у Святого Престола имеется большой опыт в уговариванию грешников войти на путь праведности'.
Юзеф Пилсудский в начале ХХ столетия сформулировал кредо внешней политики Польши: 'Ни на шаг ближе к Берлину, чем к Москве', - начинает свою статью в газете 'Жечпосполита' Петр Сквецинский. Публицист отмечает, что такое мышление в польской внешней политике до сих пор актуально. 'Разногласия с западным соседом Польши касаются важных вопросов, - пишет он, - в частности ряда проблем в области функционирования Европейского союза, начиная с конструкции бюджета и реформы сельскохозяйственной политики, а также ряда проблем, связанных с прошлым польско-немецких отношений. Однако эти разногласия менее существенны по сравнению с проблемами с восточным соседом. Конфликт интересов с Москвой имеет стратегический характер, - подчеркивает Петр Сквецинский. - Для того, чтобы реализовать свои интересы и обеспечить независимость постсоветских стран, Польша ведет и хочет вести активную восточную политику. Надо отметить, - констатирует публицист, - что потенциал Польши недостаточен для того, чтобы эта политика могла быть успешной. Однако потенциал Германии мог бы изменить расклад сил. В этом отлично отдают себе отчет не только в Москве, но и в других столицах постсоветских государств. Только активная поддержка со стороны Германии, не только в области дипломатии Европейского союза, но прежде всего в экономическом измерении, может придать польской восточной политике элемент эффективности. <...>
Сегодня, после успешного завершения спорного вопроса вокруг личности Эрики Штейнбах, Польша не вынуждена зрелищно подчеркивать немцам, что является независимой страной, - утверждает публицист в газете 'Жечпосполита', тем самым предлагая нарушить кредо внешней политики Польши сформулированной когда-то Юзефом Пилсудским и оказаться ближе к Берлину, чем к Москве.
И в завершение тема, которая волнует весь мир, то есть эпидемия свиного гриппа. В интервью газете 'Жечпосполта' Главный санитарный инспектор Польши Анджей Войтыла успокаивает, что существует небольшое правдоподобие проникновения опасного вируса на территорию Польши. По его словам, представители польского СЕС совместно с пограничной службой внимательно присматриваются к пассажирам, которые прилетают прямо из Америки. В свою очередь те, кто возвращается через другие европейские аэропорты проходят контроль тамошних служб. Пока нет оснований, чтобы предпринимать радикальные действия, такие как закрытие школ или запрет организации массовых мероприятий, утверждает Анджей Войтыла в газете 'Жечпосполита'.