В понедельник в Вашингтоне открылся 28-й Международный российский форум под названием 'Американо-российские отношения - путь вперед'. В первый день заседания форума прошли в здании сената США. В них принимают участие американские и российские законодатели, представители деловых кругов, неправительственных организаций и высшей школы, политологи и экономисты.
На открытии двухдневного форума с приветственным словом выступил посол России в США Сергей Кисляк. Он отметил, что существует много возможностей для сотрудничества и взаимодействия между США и Россией, которым, по его мнению, пока мешает наличие устаревших стереотипов и отсутствие доверия друг к другу.
Бывший помощник госсекретаря США, бывший посол США в России Томас Пикеринг, ныне консультант компании 'Боинг', согласился с этим мнением, отметив: 'Сергей Кисляк прав: пришла пора отказаться от устаревших стереотипов относительно друг друга. Этого можно добиться, сосредоточившись на сферах возможного сотрудничества, таких как сокращение наступательных вооружений, нераспространение ядерного оружия, борьбы с ядерным терроризмом, совместных систем противоракетной обороны, отношения с Ираном и многое другое'.
Профессор Маршал Голдман из Гарвардского университета участвовал в круглом столе на тему 'Международный финансовый кризис'. Он присутствовал на самом первом Международном российском форуме 28 лет назад.
'Мы по-прежнему не соглашаемся по многим вопросам, - отметил Маршал Голдман. - Но на данном этапе, как мне кажется, важно то, что сказал вице-президент Джо Байден про "перезагрузку" американо-российских отношений. Мы должны сосредоточиться на вопросах, которые представляют взаимный интерес. Я сегодня говорил об экономике и энергетике. Россия имеет огромный опыт в сфере энергетики, мы имеем огромный опыт в решении экономических проблем. И мы могли бы помочь друг другу'.
Перспектива 'перезагрузки' отношений вызвала несколько скептическую улыбку у политолога Дэвида Саттера из университета имени Джонса Хопкинса. 'Всегда хорошо передумать и переоценить отношения, найти новые подходы, - признал Дэвид Саттер. - Но пока я вижу, что только американская сторона мыслит в этих терминах. Мне кажется, что в России также должны оценивать, что они делают, к чему это приведет, какой будет результат'.
Бывший советник по национальной безопасности президента Рейгана Роберт Макфарлан выразил осторожный оптимизм по поводу перспективы американо-российских отношений: 'Сегодня наши шансы гораздо лучше, чем пять, три или даже год назад. Экономический кризис заставил Россию понять, что она не может существовать только на продаже энергоносителей. В США, с другой стороны, пришло к власти новое правительство, которое понимает, что мы не можем решить многие проблемы без участия России. Еще год назад мы так не думали. Но времена изменились'.
Эту мысль подчеркнул в своем выступлении и заместитель госсекретаря США Уильям Бернс: 'Сегодняшняя Россия, как вы все знаете лучше меня, - это не Советский Союз. За последние 20 лет в стране произошли глубокие и, как мне кажется, необратимые перемены. Россияне и американцы контактируют в сферах бизнеса, образования, туризма и науки больше, чем когда-либо в истории'.
По мнению Уильяма Бернса, Россия и Америка чрезвычайно важны друг для друга, и то, как они будут строить свои отношения, имеет огромное значение для всего мира.