Президент России Дмитрий Медведев недавно посетил Финляндию. Я заметил, что некоторые эстонцы отнеслись к визиту иронично. Это говорит о том, что в Эстонии не понимают истории Финляндии, во всяком случае, правильно. И не удивительно. Некоторые русские тоже удивляются тому, что одна страна отмечает то, что Россия ее покорила.
Замечательно, что президент во время своего визита побывал в Порвоо. Именно в Порвоо кроются корни отношений Финляндии и России, а также внешней политики Финляндии. 200 лет назад император России Александр I провозгласил здесь финнов народом среди европейских народов. Согласно его декларации, Финляндия получила автономию как великое княжество, принадлежащее императору России. На деле тогда и родилась Финляндия.
В период замешательств на смене веков и в результате войн с Советским Союзом Финляндия вновь вошла в рамки Порвоо и стала другом России. Для Финляндии это сотрудничество было очень полезным, во всяком случае, более полезным, чем поддержание ненависти. В XIX веке экономика, благодаря этим отношениям, а также благодаря послевоенной двусторонней торговле Советский Союз стал для Финляндии золотым прииском. Но пользу от этого обрел и Советский Союз, для которого отношения с Финляндией были важным с международной точки зрения позитивным примером.
Взятие Финляндии в 1808-1809 года было до сих пор единственной успешной завоевательной операций России. Русские из нее на удивление мало чему научились.
Сейчас раздается вопрос, не может ли Медведев стать новым Александром I, который довел бы до конца общественные изменения, незавершенные Александром. В отношении Финляндии Медведев и вся элита России по-прежнему находятся на той же позиции Александра I, или 'шведами вы не можете оставаться, а русскими мы вас не хотим, будьте уж финнами'. Так определил Александр государственный идентитет Финляндии.
Перед политическим преемником Александра Медведевым стоит тот же вопрос, что и в свое время перед Александром: примирится ли политическая элита России с тем, что Финляндия является примером? Ситуация та же, что и 200 лет назад, или Финляндия является единственным лояльным другом среди приграничных государств.
Разумеется, перед Медведевым стоят гораздо более крупные задачи в отношениях с соседями, чем были у Александра в отношении Финляндии. Россия в ряде соседних стран кроме наследия царского государства несет на себе и советское наследие. Для этих стран пример Финляндии может быть скорее уроком, чем предупреждением.
Так, катастрофическое положение с экономикой в странах Балтии заставляет их переоценивать заново многие вещи, например, экспортные возможности. Ближайшим и самым крупным рынком является Россия, которая и ослабленной остается мощной силой в пространстве Балтийского моря. В настоящем и будущем не очень-то поможет даже НАТО, все деньги которого уходит на решение кризиса в Афганистане и кто его знает на что еще.
На фоне превращения НАТО в общем-то в успешную организацию ее крупнейшей политической ошибкой было вторжение через задворки в переднюю России (Грузия и Украина). Эта угроза возвращает Европу в период противостояния, чего следовало бы избегать именно малым окраинным государствам.
Александр I прибыл в Финляндию в 1809 году, в промежуток между войнами с южными соседями. По крайней мере, сейчас, похоже, что Медведев завоевывает мир другими средствами. Правда, за его спиной есть и мрачные явления. Но худшим противником является все же собственные традиции и позиция России. Наследие царского государства и советское бюрократическое прошлого делают зачастую изменения невозможными или, по крайней мере, замедляют их проведение. Это подпитывает коррупцию и мешает развитию демократии. Но Медведев должен это пережить, как и в свое время Александр.
Для тех, кто хочет продвигать изменения в России и, прежде всего, для тех, кто хочет создать в регионе Балтийского моря единый идентитет и политическую силу, газопровод между Германией и Россией является прекрасным проектом. Он вынуждает обе страны проявить новый интерес к региону Балтийского моря и развивать отношения.
Во время визита Медведева в Финляндию стало ясным, что Финляндия относится к газопроводу прагматично, без политической напряженности. Это исходит из давней традиции отношений Финляндии и России, которая началась в Порвоо. По моему мнению, нужно всерьез взять на вооружение уроки Порвоо как России, так и приграничным к ней государствам. Историю можно и нужно бесконечно изучать, но будущее можно строить только сейчас и здесь.
Перевод: Хейно Сарап