В прошлом году, когда цены на энергоносители находились на рекордно высоком уровне, многие европейские чиновники порицали Кремль за то, что он, по их мнению, использует газовый концерн "Газпром" в качестве инструмента продвижения своих интересов путем проведения жесткой 'трубопроводной политики'. Излюбленное орудие "Газпрома" - изменение тарифов в качестве политических сигналов таким непокорным бывшим советским республикам, как Украина и Грузия, причем давление нарастает пропорционально росту прозападных тенденций в политике руководства той или иной страны.
Армения пользуется более благоприятным тарифом, чем любая другая бывшая советская республика: по состоянию на 1 апреля Армения платила всего 154 доллара за тысячу кубометров российского газа. Между тем, как отмечал три месяца назад заместитель председателя правления 'Газпрома' Александр Медведев, говоря о намерении повысить тариф на газ для Украины со 179 до 250 долларов за тысячу кубометров, 'вся остальная Европа платит более 400 долларов за каждую тысячу кубометров газа, получаемого из России'.
Однако в последнем 'замороженном конфликте' на Южном Кавказе намечаются крупные политические перемены, которые вполне могут положить конец льготным ценам на российский газ для Армении. Давний спор в треугольнике Турция-Азербайджан-Армения из-за армяно-азербайджанского конфликта 1988-1994 гг., в ходе которого Турция в 1993 г. закрыла границу с Арменией в знак солидарности с Баку, переходит в новую фазу: Анкара и Ереван постепенно движутся к нормализации отношений.
Как объявили 24 апреля министры иностранных дел Турции и Армении, 'две стороны достигли ощутимого прогресса и взаимопонимания в этом процессе и договорились о создании всеобъемлющих рамок для нормализации двусторонних отношений. После распада Советского Союза Турция была первой страной, признавшей независимость Армении, но позитивные отношения сохранялись недолго и вскоре пали жертвой армяно-азербайджанского конфликта. После объявления об армяно-азербайджанской 'дорожной карте' министерство иностранных дел Азербайджана заявило: 'Нормализация турецко-армянских отношений должна проходить параллельно с выводом армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана'.
Если создание таких рамок приведет к полной нормализации отношений, то это станет еще одним поворотом в калейдоскопе кавказской политики, а Баку, обеспокоенный тем, что его может покинуть прежний союзник Турция, не скрывает своего неудовольствия. Если дискуссии выльются в нормализацию, то это станет крупнейшим шагом к разрешению двадцатилетнего спора, являющегося самым старым из 'замороженных конфликтов' на постсоветском пространстве, начавшимся за три года до распада Советского Союза.
Боевые действия между Арменией и Азербайджаном начались в феврале 1988 г. Обе стороны претендовали на нагорно-карабахский анклав, который в то время находился под администрацией Азербайджана. К маю 1994 г., когда Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня, в ходе конфликта погибли тысячи человек, сотни тысяч с обеих сторон стали беженцами, а армянские вооруженные силы оккупировали значительную часть территории Азербайджана, включая Нагорный Карабах и семь соседних районов.
Россия воспользовалась конфликтом в качестве политического козыря с целью сохранения влияния на Кавказе, освобожденном от советского контроля в результате распада Советского Союза в 1991 г. Поскольку и Грузия и Азербайджан, постепенно превращавшийся в нефтегосударство, ускользали из-под контроля Москвы, Армения по умолчанию стала главным союзником России на Кавказе. Оттепель в турецко-армянских отношениях может изменить эти стратегические реалии, но, как и в других кавказских вопросах, здесь все непросто, поскольку Азербайджан крайне недоволен недавним турецко-армянским сближением.
Наконец, последнее - по порядку, но вовсе не по значимости - нормализация турецко-армянских отношений, если удастся умиротворить Азербайджан, могла бы иметь огромное воздействие на будущие маршруты экспорта каспийских газа и нефти, поскольку маршруты по территории Армении были бы гораздо короче и дешевле существующих на настоящий момент.
Жемчужиной в короне западных инвестиций в каспийском регионе является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан стоимостью 3,6 миллиардов долларов, протяженностью 1092 мили и пропускной способностью 1 миллион баррелей в день, введенный в эксплуатацию в мае 1996 года [так в тексте - прим. пер.]. По трубопроводу БТД высококачественная нефть с азербайджанских шельфовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли идет на глубоководный средиземноморский терминал в турецком Джейхане.
Учитывая состояние отношений между Арменией и Азербайджаном во время строительства БТД, вариант прокладки трубопровода через Армению был исключен, но, в свою очередь, и Азербайджан был вынужден заплатить за свое нежелание вести переговоры, поскольку БТД пришлось прокладывать в обход Армении, что значительно увеличило стоимость проекта и сроки его выполнения.
Искривленная трасса нефтепровода прекрасно вписывалась в политику Вашингтона по поддержке создания любых трубопроводов, прокладываемых в обход России и Ирана. БТД оказался источником огромной прибыли как для нефтедобывающего Азербайджана, так и для Грузии и Турции, государств транзита. В первой половине 2007 г. поступления от БТД увеличили рост ВВП Азербайджана на целых 25 процентов, в то время, как Грузия получала оплату за транзит порядка 62,5 миллионов долларов в год. Учитывая, что лишь 155 миль трассы БТД проходят по территории Грузии, а 669 миль - по территории Турции, доля доходов Анкары от транзита оценивалась примерно в 200 миллионов долларов в год. Ереван мог лишь вздыхать и наблюдать со стороны.
На этом трубопроводные проекты Запада не закончились; после недавнего спора между "Газпромом" и Туркменистаном возрождается интерес к транскаспийскому трубопроводу из Туркменистана в Азербайджан. Хотя изначально предполагалось проложить ТКП по территории Грузии, в результате оттепели в турецко-армянских отношениях его трасса может пройти южнее, что позволит сократить маршрут на много миль, а стоимость строительства - на миллионы долларов.
Однако такие перемены чреваты политическим риском. Строители БТД могли позволить себе прокладывать трубопровод в обход Армении, поскольку в военном смысле она не представляла значительной угрозы проекту или вовлеченным в него странам, но в случае ТКП крайне маловероятно, что Россия или Иран будут безучастно наблюдать за его строительством.
Неудовольствие Азербайджана 'отдачей' от идущих дискуссий уже очевидно. "Газпром" стоит на пороге заключения новых сделок с Азербайджаном, благодаря которым азербайджанский газ может вновь оказаться в российских трубопроводах. В первую очередь, речь идет о проекте газопровода South Stream, по которому, в том случае, если он будет построен, газ будет доставляться из России по дну Черного моря в Болгарию, а затем идти в двух направлениях - по дну Средиземного моря в Италию и через Сербию и Венгрию в Австрию.
Не желая остаться за бортом, президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саркисян договорились встретиться 7 мая в Праге для продолжения прямых переговоров об урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Какова реакция России на турецко-армянскую оттепель? Для тех, кто ищет низменные политические мотивы в действиях "Газпрома", - на прошлой неделе пресс-секретарь 'АрмРосГазпрома' Шушан Сардарян объявила о том, что поставки газа в Армению будут приостановлены с 23 по 26 апреля 'в связи с техническими работами'.
Баку также не прочь дать энергетический сигнал Анкаре: Азербайджан с 15 апреля решил поднять цену природного газа, поставляемого в Турцию. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что со сторону Баку повышать тариф на газ в то время, когда цены на нефть падают, 'странно'.
Прибавьте к этому требование Армении, чтобы Турция признала геноцидом события в Восточной Анатолии в 1915 г., и, пожалуй, правильнее всего будет описать перспективы окончательного урегулирования на Южном Кавказе, несмотря на его энергетический потенциал, как 'неясные'. В геополитических альянсах происходят оттепели и сдвиги, и, по-видимому, с уверенностью можно сказать лишь одно: каспийские экспортеры энергоносителей будут выражать свое недовольство соседним государствам-импортерам и транзитерам еще более 'странным' поведением.