Российский фактор уже не является определяющим или одним из ключевых для избирательной кампании в Украине. Ранее, например, противники Виктора Ющенко могли играть на темах русского языка и перспектив членства Украины в НАТО, получая электоральные очки. Теперь зацепить избирателя этими темами сложно.
Но это не значит, что российский фактор утратил электоральную актуальность. Просто теперь для избирателя в российско-украинских отношениях важнее вопросы экономического взаимодействия, выхода из экономического кризиса.
В этом смысле визит Юлии Тимошенко в Москву 29 апреля может добавить ей очков, особенно среди электората, который симпатизирует России, ее политическим лидерам, в частности, российскому премьеру Владимиру Путину. Речь идет о жителях востока и юго-востока Украины прежде всего.
Но здесь есть и другой момент. Тимошенко едет в Москву решать экономические вопросы. Если ей удастся договориться о возможности совместного выхода из кризиса, договориться по цене на газ, а может быть, и понизить ее, что в преддверии отопительного сезона будет очень ощутимо (на осень придется основная фаза президентской избирательной кампании), положительный эффект почувствуют все украинцы, а не только так называемый восточный электорат.
Таким образом, у Тимошенко может оказаться в руках очень серьезный козырь. Я бы советовал Тимошенко строить свою избирательную стратегию в той логике, что отношения с Россией надо не политизировать, а экономизировать, уйдя от разделения украинского политикума на пророссийский и антироссийский.
Что касается текущего понижения рейтинга Тимошенко, то это просто фиксация. Надо понимать, что основная борьба еще не началась и ключевые тяжеловесы не начали свою кампанию. Появился Арсений Яценюк, рейтинг которого сейчас растет. Говорят, что все политики до него были плохие, а он хороший, необходимы новые лица. Но если месяц назад чуть более 50% населения хотели новых лиц, то теперь такое желание остается у менее чем 40%. Вспомним выборы 2007 года, когда БЮТ получил по итогам в два раза больше голосов, чем фиксировали социологические опросы.
При этом я не думаю, что фактор участия Тимошенко в брюссельских переговорах в марте, на которых была подписана декларация между ЕС и Украиной о модернизации украинской ГТС может негативно повлиять на ее переговоры с российским премьером. Кроме того что декларация это, скорее, просто заявление о намерениях, она не была направлена против России. Я не думаю, что речь может идти об исключении России из процесса модернизации украинской ГТС.
Реакция руководства России на декларацию была эмоциональной. Связано это с тем, что направлена она не против России, а против интересов тех людей в России и Украине, которые зарабатывали на ГТС. Сейчас эмоциональный фон спал, и переговоры могут носить вполне конструктивный характер. О том, что Россия оказывается не удел в модернизации ГТС, речи не идет.