Одно из главных решений Барака Обамы в области внешней политики США было принято за шесть недель до инаугурации. Он избрал своего соперника на президентских выборах Хиллари Клинтон в качестве кандидата на пост государственного секретаря Соединенных Штатов.
Партнерство бывших соперников началось вскоре после номинации Обамы на пост президента. В июне прошлого года они провели совместный митинг в городе с символичным названием Юнити (Единство) в штате Нью-Гемпшир.
Клинтон в свою очередь, подчеркнула, что у нее не было сомнений в способности Обамы вести за собой страну, сказав: 'Я знала, что он будет главнокомандующим, который, не колеблясь, применит силу, когда будет необходимо, но не станет пренебрегать дипломатией, когда будет возможно'.
Клинтон незамедлительно была утверждена Сенатом. Она пообещала, что позиция администрации Обамы во внешней политике станет менее конфронтационной: 'Мы будем следовать политике 'мягкого влияния', то есть использовать все разнообразие имеющихся у нас в наличии средств - дипломатических, экономических, политических, военных, юридических и культурных'.
Сразу же после вступления в должность Обама назвал имена новых послов для специальных поручений в проблемные регионы - в Афганистан и Пакистан был направлен Ричард Холбрук, бывший американский представитель на Балканах, а на Ближний Восток отправился бывший сенатор Джордж Митчел. Спецпосланником США в Северной Корее президент Обама назначил ветерана дипломатии Стивена Босуорта. Его приветствовал Сеул, но не Пхеньян. Несколько недель спустя Северная Корея бросила вызов мировому сообществу, проведя испытания ракеты дальнего действия и выйдя из шестисторонних переговоров.
Президент Обама вызвал резкую критику со стороны республиканцев за предложение диалога Ирану и Кубе и дружеское рукопожатие с президентом Венесуэлы Уго Чавесом на саммите Америк. Конгрессмен-республиканец Конни Макк предостерегает: 'Возможно повторение кубинского ракетного кризиса, только в данном случае Иран использует Венесуэлу для укрепления своих позиций в западном полушарии'.
Но Даниэл Хамильтон из университета Джонса Хопкинса приветствует политические жесты президента Обамы, которые, по его мнению, помогают восстановить репутацию Соединенных Штатов как надежного партнера: 'Обращение к противникам, готовность обсуждать с ними разногласия - в этом главное достижение первых 100 дней президента'.
Политические аналитики в целом положительно оценили усилия президента Обамы по нормализации отношений с Россией и Китаем. Однако Майкл Охенлон из вашингтонского Института Брукингса советует не торопиться с выводами. 'Прежде, чем приветствовать эти начинания, я хочу убедиться в том, что они приведут к решению существующих проблем', - заявил Майкл Охенлен.
А Даниэл Хамильтон вообще считает нецелесообразным давать оценку внешнеполитического курса Обамы по истечении первых 100 дней его президентства. Аналитик считает, что эта оценка будет значительно более обоснованной года через полтора.