Турецкая газета Tumgazeteler опубликовала имя первого посла Турции в Армении. Она сообщает, что нынешний посол Турции в Грузии Эртан Тезгор будет аккредитован и в качестве посла Турции в Армении. Правда, глава департамента по связям с прессой МИД Армении Тигран Балаян в этой связи решил уточнить, что 'страны, не имеющие дипломатических отношений, не могут назначать послов в этих странах'.
Действительно не могут. Но до установления дипотношений посол Турции в Грузии может представлять несколько месяцев в Армении интересы Турции и без формального статуса для обеспечения прямого общения между МИДами двух стран в ситуации, когда появилась необходимость в проведении более частых консультаций.
Что же касается появления полноценного посла Турции в Ереване - соответственно и посла Армении в Анкаре - то, по мнению директора Европейских программ Международной кризисной группы Сабины Фрейзер, это может случиться после визита президента Армении Сержа Саркисяна в Турцию, намеченного на октябрь нынешнего года.
Теперь можно констатировать, что если судить с точки зрения складывающейся международной конъюнктуры, то процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией приобретает необратимый характер. В мае должен состояться рабочий визит премьер-министра Турции Рэджепа Тайипа Эрдогана в Москву. По сообщению турецких СМИ, 'стороны проведут консультации по поводу турецко-армянского сближения и путей урегулирования армяно-азербайджанского конфликта'. На июнь запланирован визит в этот регион президента Франции Николя Саркози. МИД Франции уже официально заявил, что 'армяно-турецкий диалог важен для установления мира и стабильности на Кавказе'. Ранее с аналогичным заявлением выступил и госдеп США.
Что же касается позиции России, то она выглядит классически в дипломатическом понимании. 'Ни Москва, ни Баку не считают себя вправе комментировать и давать какие-то оценки событиям, которые имеют место в отношениях Турции и Армении, полагая, что отношения между этими странами - это, прежде всего, дело этих двух стран', - такое заявление сделал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджанской Республике Владимир Дорохин. Вместе с тем, он отметил, что в 'более широком контексте Россия, конечно же, приветствует все те ходы, которые способствуют укреплению стабильности и безопасности в регионе'.
Теперь главная политическая нагрузка лежит на плечах президента Армении Сержа Саргсяна. Перед ним стоит деликатная задача: убедить, прежде всего, общественность своей страны, что сближение с 'историческим врагом' - Анкарой действительно отвечает национальным интересам страны. Партия 'Дашнакцутюн', например, уже заявила о выходе из правящей коалиции, так и не отдав должное многим 'нюансам', которые удалось провести в жизнь главе Армении. Именно об этом говорил он на заседании Совета национальной безопасности. При этом Серж Саркисян приоткрыл одну 'государственную тайну'. Оказывается, принятое в ночь на 23 апреля совместное заявление внешнеполитических ведомств Армении, Турции и Швейцарии не затрагивает тему Нагорного Карабаха', хотя, вероятно, что это окажет 'положительное влияние на урегулирование карабахской проблемы'.
Это - констатация того факта, что армянской дипломатии удалось развалить 'пакет соглашений', на чем настаивал Азербайджан: в качестве главного условия нормализации отношений Турцией Армении выставлялось требование возвращение Карабаха под юрисдикцию Баку. Однако вопреки 'уверенным' прогнозам многих бакинских политологов, Анкара проявила 'гибкость' и смягчила свои требования по Карабаху. Если раньше Турция жестко ставила вопрос об улучшении отношений с Арменией только после полного вывода всех вооруженных армянских формирований со всех территорий вокруг Карабаха, то сейчас об этих условиях говорится в более мягкой форме. Одним словом, стороны решили трансформировать проблему своих отношений в самодостаточный фактор региональной и международной политики.
Это меняет как сложившийся на Южном Кавказе в постсоветский период статус-кво, так и расстановку 'центров силы'. Армения получает не только реальную возможность вырваться из экономической блокады на южном направлении, но и снижает эффективность выстраиваемых ранее Баку и Анкарой обходных маршрутов по транспортировке прежде всего энергоресурсов. Это - во-первых. Во-вторых, ей удалось вклиниться в некогда единый азербайджано-турецкий союз.
Разумеется, новая политико-дипломатическая комбинация обязательно скажется на урегулировании карабахской проблемы с точки зрения политико-дипломатических технологий. Что же касается 'принципов', то тут главные события еще впереди.