Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восточная дипломатия - серьезный и кропотливый труд

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одна из важнейших сильных сторон Европейского Союза состоит в том, что он, будучи процветающим, демократическим сообществом государств-единомышленников, способен экспортировать политическую и экономическую стабильность в соседние страны. Испытание этой сильной стороны предстоит в четверг, когда ЕС запустит свою инициативу 'Восточное партнерство' по укреплению связей с шестью бывшими советскими республиками, расположенными между восточной границей блока и Россией.

Одна из важнейших сильных сторон Европейского Союза состоит в том, что он, будучи процветающим, демократическим сообществом государств-единомышленников, способен экспортировать политическую и экономическую стабильность в соседние страны. Испытание этой сильной стороны предстоит в четверг, когда ЕС запустит свою инициативу 'Восточное партнерство' по укреплению связей с шестью бывшими советскими республиками, расположенными между восточной границей блока и Россией.

Восточное партнерство, предложенное Польшей и Швецией в 2007 г., охватывает Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину. Оно представляет собой значительное улучшение абсурдной 'европейской политики соседства' 2004 г., которая включала в себя восточных соседей Европы наряду с Ливией, Сирией и Палестинской автономией.

Тем не менее, Восточное партнерство - это корабль, который еще не вышел в море, но уже раскачивается из стороны в сторону. Вряд ли пражское собрание удостоят своим присутствием Александр Лукашенко и Владимир Воронин, президенты, соответственно, Беларуси и Молдовы. Похоже, что на саммите не удастся собрать всех 27 лидеров стран ЕС.

Еще одна проблема - Россия, в зловещей тени которой пройдет эта встреча. Большую часть ХХ века все шесть постсоветских государств находились под полным контролем Кремля. Сразу после распада Советского Союза в 1991 г. московские внешнеполитические теоретики объявили этот регион 'ближним зарубежьем' России.

В эпоху Владимира Путина и Дмитрия Медведева, соответственно, премьер-министра и президента России, предпочтение отдается концепции 'привилегированной сферы интересов'. Иными словами, Россия, как сибирский сторожевой пес, считает Восточное партнерство посягательством какого-то 27-голового терьера на свою территорию.

Третья проблема связана с тем, что именно предлагается шести восточным государствам. На первый взгляд, это не деньги. По сегодняшним оценкам, увеличение финансовой помощи ЕС государствам региона в рамках программы будет довольно скромным: в 2010-13 гг. она составит 600 млн. евро (796 млн. долларов, 534 млн. фунтов) против нынешних 250 миллионов.

Однако такая критика неуместна. ЕС способствует выделению через Международный валютный фонд экстренных займов таким странам, как Армения, Беларусь и Украина, чтобы те смогли пережить глобальный финансовый кризис и рецессию. Конечно, у стран-получателей это может укрепить представление о том, что все зависит от МВФ, а не от Восточного партнерства.

Куда больше вредит имиджу ЕС в шести государствах визовая политика блока - то, что Томаш Валашек (Tomas Valasek), аналитик лондонского Центра за европейские реформы, называет 'дорогостоящим и необоснованно усложненным процессом получения виз'. Когда в декабре Европейская комиссия заявила, что правительства стран ЕС должны стремиться к устранению всех визовых требований, протесты прозвучали со стороны Германии и других стран Западной Европы.

В результате, в марте лидеры ЕС отказались от этой идеи, предложив вместо нее почти бессодержательную инициативу: в качестве долгосрочной цели перейти к упрощению визовых процедур в индивидуальном порядке.

Немцы и другие считают немыслимым распространение безвизового режима на такие страны, как Украина и Молдова, пока они остаются значительными источниками проституции, наркоторговли и нелегальной миграции, в том числе, трудовой. Этот подход оскорбителен для Беларуси, которая считает, что она успешно борется с нелегальной миграцией.

Утверждается, что одна из слабостей этого партнерства состоит в том, что оно не дает даже расплывчатых обещаний будущего вступления шести государств в ЕС. Это соблазнительный аргумент, но здесь существует риск излишнего упрощения.

Например, Украина четко видит свое будущее в ЕС, но правительства Азербайджана и Беларуси - нет. Каждое из шести государств представляет собой особый вызов. Лучший курс для ЕС - добиться как можно большего сближения посредством свободной торговли и безвизового режима и - в случае Украины - четкого обещания будущего приема в ЕС.

____________________________________________________________

Неужели отношения ЕС и России попали в замкнутый круг? ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)

Поедет - не поедет? ("Салiдарнасць", Белоруссия)

'Восточное партнерство' Европы раздражает Россию ("La Tribune", Франция)

Обсудить публикацию на форуме