Москва (Reuters) - Сегодня, когда прошел год после вступления Дмитрия Медведева в должность, стало ясно, что он привнес в Кремль новый стиль руководства, отличающийся от манеры его предшественника Владимира Путина, хотя аналитики могут лишь гадать, следует ли считать это признаком масштабных перемен.
Медведев переехал в Кремль 7 мая прошлого года, после того, как Путин выбрал его своим преемником, а электорат поддержал это решение голосованием. Сам Путин занял пост премьер-министра; два лидера заявили, что будут управлять страной совместно, 'в тандеме'.
С тех пор об отношениях между Медведевым и Путиным ходит множество слухов. 'Они хорошие партнеры, и одинаково видят будущее России, однако в их биографиях, манере поведения и представлении о том, как вести дела, существуют большие различия', - заметил один чиновник в ответ на постоянные разговоры о неизбежном разрыве между участниками тандема.
Разница между сорокатрехлетним юристом и пятидесятишестилетним бывшим разведчиком из КГБ со стальным взглядом видна невооруженным глазом.
Путин, занимавший пост президента с 2000 по 2008 г., в период, когда Россия на волне экономического бума усилила свои позиции на мировой арене, превратил Кремль в главный центр политической жизни страны. Ни один серьезный вопрос не мог быть решен без президента. В ходе публичных выступлениях Путин любил демонстрировать детальное знание жизни сограждан, и придавал власти личный оттенок с помощью жестов вроде елки, подаренной маленькой девочке, или распоряжения построить дорогу в какой-нибудь далекой деревне.
'В России президент отвечает за все', - заметил Путин в одном из первых выступлений; это соответствовало традиционному представлению о том, как должен себя вести хозяин Кремля.
Человек системы
У Медведева отправная точка была другой. 'Система, в рамках которой все решается в Кремле, не идеальна', - подчеркнул он однажды, выступая перед губернаторами; этот подход резко контрастировал с 'монаршим' стилем Путина. Медведев, которому выпало бороться с самым серьезным экономическим кризисом в стране за последние десять лет, куда меньше стремится навязывать свою волю ключевым министрам, и в меньшей степени, чем Путин, руководствуется эмоциями.
Путин часто прибегал к колоритному уличному сленгу, завоевавшему ему популярность среди простых россиян; выступления Медведева, напротив, выдержаны в строгой 'адвокатской' манере и изобилуют ссылками на правовые нормы.
Начали происходить вещи, немыслимые в путинской России: при Медведеве министры открыто спорят по вопросам, по которым 'национальные лидеры' уже высказали свое мнение. И что самое удивительное, никто пока не поплатился за это должностью.
'Путин в какой-то степени - настоящий русский царь, он уверен, что без его личного участия ничего сделать невозможно, - полагает один близкий к Кремлю аналитик. - Медведев - скорее менеджер, он опирается не на личную волю, а на систему'.
В отличие от Путина, часто руководствовавшегося эмоциями в борьбе с чеченскими сепаратистами и олигархами, лелеявшими политические амбиции, решения Медведева в куда большей степени диктуются прагматическими соображениями. Если в отношениях с США Путин шарахался из стороны в сторону - то обнимался с президентом Джорджем Бушем, то обвинял Вашингтон в стремлении к 'мировому господству' - то Медведев в апреле, встречаясь с новым американским лидером Бараком Обамой, с которым он планирует 'перезагрузить' испортившиеся отношения между двумя странами, вел себя сдержанно.
Кроме того, в первый год пребывания Медведева у власти резко снизился накал националистической риторики, исходящей из Кремля. Активность радикальных прокремлевских молодежных движений, пугавших российских либералов агрессивными проявлениями патриотизма, практически сошла на нет.
Медведев также готов предоставить более важную роль неправительственным организациям, которые его предшественник называл марионетками Запада. 'Медведев - человек постсоветской эпохи, в отличие от Путина, у него нет личных воспоминаний об унижении, пережитом страной после коллапса коммунистической империи', - отмечает уже упомянутый нами аналитик.
В поисках новых союзников
Путин чувствовал себя как рыба в воде, беседуя с высшим командованием вооруженных сил; он любил летать на истребителях и выходить в море на атомных подлодках. Медведев чувствует себя уютнее в собственном кабинете, за компьютером.
'Свобода - лучше, чем несвобода', - подчеркнул он в одном из предвыборных выступлений, поднимая вопрос, табуированный в период президентства Путина.
Означает ли эта разница в стиле поведения, что Россия начнет отходить от курса Путина, которого оппоненты обвиняют в удушении демократии, или Медведев просто ведет политическую игру, призванную изменить соотношение сил во властном 'тандеме'? На этот счет существуют разные мнения.
'Медведев отчаянно нуждается в собственной политической базе и сейчас ему необходимо завоевывать на свою сторону представителей всех политических сил', - считает Алексей Мухин из Центра политической информации.
Другие считают, что различие в стиле работы - элемент их общего с Путиным замысла. 'Уже тот факт, что Путин остановил свой выбор на Медведеве, говорит о том, что он готов был пойти на определенную коррекцию политического стиля, - утверждает Борис Макаренко из близкого к Медведеву аналитического центра ИНСОР. - То, что сейчас происходит, можно назвать мягкой либерализацией'.
____________________________________________________________
Царь о двух головах ("The National Interest", США)
Почему Европа должна прислушаться к Медведеву ("European Voice", Великобритания)
Московская весна Медведева ("Newsweek", США)
Медведев - это Горбачев для Обамы? ("Foreign Policy", США)
Дмитрий Медведев, верный помощник Владимира Путина ("Le Monde", Франция)