БРЮССЕЛЬ - В свое время планы ЕС по укреплению своих связей с шестью бывшими советскими республиками рассматривались, как инструмент по переманиваю этих стран из сферы российского влияния, но теперь у них есть гораздо более неотложная задача: стабилизация неспокойного региона.
В четверг в Праге откроется саммит, посвященный приему шести государств - Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Украины и Молдовы - в структуру, получившую название 'Восточного партнерства'. Изначальной задачей этого плана было представить Евросоюз, включающий 27 стран-участниц, как альтернативный Москве региональный центр власти, предложив приглашенным государствам более тесное сотрудничество по экономическим и политическим вопросам.
Но политическая нестабильность и ухудшающаяся экономическая ситуация в некоторых из этих государств уже встревожили западные державы, особенно Германию, и усилили беспокойство о том, что разделение на Восток и Запад лишь усугубится, если измученные проблемами страны вновь начнут ориентироваться на Россию.
'На повестке дня стоят новые приоритеты, которые не были так очевидны в прошлом году, - говорит научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Нику Попеску, - включая необходимость стабилизировать эти страны, которые бросает из одного кризиса в другой. Теперь акцент ставится не на структурных изменениях или построении [демократических] институтов, а на антикризисном управлении.'
Признаком того, насколько серьезна ситуация с точки зрения Германии, является решение канцлера Ангелы Меркель принять участие в саммите. Ее присутствие дает надеждам на то, что ЕС сможет формировать текущие события в регионе, жизненно необходимый политический вес.
Ни президент Франции Николя Саркози, ни премьер-министр Великобритании Гордон Браун пока не подтвердили свое участие, и оба, скорее всего, пришлют своих министров, вместо того, чтобы самим поехать в Прагу.
На прошлой неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер привлек внимание общественности к ухудшающимся условиям на Украине, заметив, что 'экономическая ситуация ухудшается с каждым днем'. Он добавил, что 'на высшем уровне правительства [существует] блокада', и что безвыходное положение 'усиливается напряженностью между Украиной и Россией'.
Молдова - это еще одна страна в смятении. После беспорядков, прошедших в прошлом месяце, президент Владимир Воронин отдал приказание о массовых арестах и обвинил члена ЕС Румынию в попытках свергнуть его правительство.
Организаторы саммита включили в расписание встречи обсуждение влияния финансового кризиса на Восточную Европы, говорит представитель чешского правительства Ян Слива (Jan Sliva).
Но даже роль хозяина встречи, взятая на себя чехами, осложняет попытки ЕС сблизиться со своими восточными соседями. Именно Чехия, которая до 30 июня является президентом ЕС, продвигала эту инициативу, но авторитет страны был подорван тем фактом, что ее правительство получило вотум недоверия, и саммит станет последним мероприятием, на котором премьер-министр Мирек Тополонек (Mirek Topolonek) будет председательствовать прежде, чем потерять работу.
'Восточное партнерство' было задумано как ответ критикам внешней политики ЕС, которые утверждают, что союз тратит слишком много дипломатических и экономических ресурсов в тех частях света, где у него мало влияния, особенно на Ближнем Востоке. Эти критики говорят, что у Евросоюза больше возможностей оказывать влияние в граничащем с ним регионе, который включает в себя несколько государств, например, Украину, стремящихся присоединиться к европейскому блоку.
За этими планами наблюдает настороженное российское правительство, чей скептицизм по поводу намерений ЕС постоянно растет. На прошлой неделе министр внешних дел России Сергей Лавров заявил, что он обеспокоен попытками ЕС вмешиваться в дела региона, который Москва считает своим задним двором.
По мере того, как оппозиция России европейским планам становится более активной, ее близкий союзник Беларусь демонстрирует все большую осторожность по отношению к 'Восточному партнерству'. За последние девять месяцев ЕС предпринял несколько попыток начать сотрудничество с президентом Беларуси Александром Лукашенко, несмотря на нарушения прав человека в его стране, и даже отменил запрет на выдачу ему визы. Но в марте г-н Лукашенко отложил встречу с высокопоставленной чиновницей ЕС, и, скорее всего, не приедет на саммит.
Президент Молдовы Воронин тоже не собирается ехать в Прагу.
Хотя нации, подобные Беларуси, и выиграют от более благоприятных торговых или визовых правил, 'Восточному партнерству' почти нечего предложить Украине, которая и так уже ведет переговоры о более тесных экономических и политических связях с Евросоюзом. Общий бюджет партнерства равняется скромной сумме в 600 миллионов евро или 800 миллионов долларов, и лишь 350 миллионов евро из этой суммы существуют в форме дополнительной наличности.
Присутствие на встрече г-жи Меркель является не только якорем надежды для саммита, но и подчеркивает растущее беспокойство Германии по поводу ухудшающейся политической ситуации на восточных границах Европы.
Соперничество между президентом Украины Виктором Ющенко и премьер-министром страны Юлией Тимошенко уже повлияло на ситуацию в Европе в январе этого года, когда оно осложнило спор между Москвой и Киевом и привело к перебоям с поставками природного газа в европейские страны.
Г-н Попеску из Европейского совета по международным отношениям говорит, что даже если ЕС уменьшит свои амбиции разбавить влияние Москвы, он по-прежнему хочет избежать ситуации, в которой Россия добьется в регионе большего могущества.
Несмотря на провозглашенное Украиной желание присоединиться к Евросоюзу, она остается расколотой политически, и многие избиратели на востоке страны предпочитают смотреть в сторону Москвы, а не Запада.
'Если Украина войдет в сферу влияния России, - добавляет г-н Попеску, - мы, скорее всего, увидим биполярную Европу, а не Европу, пытающуюся интегрироваться с Евросоюзом.'
____________________________________________________________
Газовое соглашение ЕС и Украины это не фантазия ("The Wall Street Journal", США)
Восточная окраина ("The Financial Times", Великобритания)
Россия говорит ЕС: мы не позволим себя игнорировать ("New Europe", Бельгия)