Перспектива приезда белорусского президента Александра Лукашенко в столицу Чехии на саммит ЕС 7 - 8 мая, посвященный реализации программы 'Восточного партнерства', как и само участие Беларуси в этой программе, пока под вопросом. Правда, большинство белорусских политологов сходятся во мнении, что вопрос об участии Беларуси в этой программе и о приезде Лукашенко в Прагу уже решен.
Вот что сказал 'Дню' политолог Сергей Николюк: 'Здесь произошла парадоксальная и, пожалуй, уникальная ситуация за все время существования Европейского Союза. Все без исключения страны, существующие на территории Европейского континента, за исключением, может быть, России в свое время хотели и хотят вступить в ЕС. Тот, в свою очередь, выставляет условием вступления или интеграции в свои структуры выполнение соответствующих базовых требований своей организации - соблюдение прав человека, свободы СМИ и собраний, открытая экономика и т.д. Белорусские власти с самого начала не изъявили особого желания приобщаться к ценностям, касающимся реформирования политической системы. ЕС очутился в определенной прострации, но потом, перед угрозой окончательного и безоговорочного попадания Беларуси в зону российских интересов, фактически капитулировал и зажег зеленый свет полномасштабному интегрированию Беларуси в ведущие европейские структуры'.
Получается, уже и не важно, приедет ли Александр Лукашенко лично в Прагу или пришлет вместо себя министра иностранных дел Сергея Мартынова. Но интрига, и довольно острая, на данный момент остается. Часть белорусской оппозиции убеждена, что в случае приезда белорусского президента в чешскую столицу Евросоюз де-факто предаст свои же базовые принципы.
Белорусские правозащитники Игорь Ледник и Олег Волчек призвали президента Чехии Вацлава Клауса вообще не признавать подпись Александра Лукашенко под программой 'Восточное партнерство'. Ледник считает, что еще в 1996 году специальная комиссия Верховного Совета 13 созыва по правовой оценке нарушений президентом Беларуси конституции и законов страны признала, что тот утратил полномочия представлять Беларусь на международном уровне.
Правда, эти доводы кажутся весьма и весьма спорными, потому что все прошедшие годы даже Запад практически ни разу не усомнился в легитимности Александра Лукашенко, а рейтинги самой оппозиции не превышали уровня статистической погрешности.
Другой аргумент, приводимый некоторыми оппозиционерами накануне саммита ЕС 7 - 8 мая, куда более серьезен: 'По политическим мотивам в тюрьме находятся лидеры предпринимательского движения Николай Автухович, Юрий Леонов и Владимир Осипенко'. 16 апреля Автуховичем объявлена очередная бессрочная голодовка.
Очень серьезные вопросы есть и в соблюдении свободы слова и выработке правил игры для известных правозащитных организаций.
Впрочем, все это не мешает белорусскому лидеру совершать настоящие дипломатические прорывы еще до саммита в Праге. Недавно он впервые за последние 14 лет прибыл с официальным визитом в одну из европейских столиц. В последний раз Александр Лукашенко был в Париже в 1995 году, после чего его занесли на Западе в своеобразный 'черный список'.
Уже можно сказать - в прошлом невыездной в Европу политик не только добился встречи с главой Римской католической церкви Бенедиктом XVI, но и провел переговоры с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Причем если первая встреча составила 25 минут, то беседа с Берлускони длилась свыше трех часов - гораздо больше запланированного времени - и затянулась до полуночи. Итальянский премьер не исключает своего ответного визита в Минск уже в ближайшее время.
Правда, не все так радушно обстояло с визитом белорусского лидера в Рим. К примеру, издание La Repubblica опубликовало статью под заголовком 'Лукашенко: диктатор в Риме'.
А газета La Stampa пишет, что 'во дворце Киджи Лукашенко искал помощи, чтобы шире раскрыть дверь в Европу накануне Пражского саммита, который провозгласит 'Восточное партнерство'.
Польское издание 'Жечпосполита', как и отдельные влиятельные европейские политики, высказывает следующее опасение: 'Существует опасность, что Александр Лукашенко придет к выводу, что в Беларуси ничего не надо больше менять, если его начнут опять принимать в европейских столицах'.
Да и верховный представитель Евросоюза Хавьер Солана высказал надежду, что белорусский правитель на саммит Евросоюза не приедет. Он считает, что Александр Лукашенко и Владимир Воронин не примут участия в учредительном саммите политики 'Восточное партнерство' 7 мая в Праге.
А еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что глава МИД Чехии Карел Шварценберг пригласил на саммит ЕС не лично Александра Лукашенко, а Беларусь.
Правда, глава МИД Беларуси Сергей Мартынов на встрече в Риге со своим коллегой - министром иностранных дел Латвии Марисом Риекстиньшем - заявил, что Александр Лукашенко лично примет участие в саммите 'Восточного партнерства'.
Зная харизматичность и решительность белорусского президента в подобных непростых ситуациях, с большой долей вероятности можно предположить, что Прага все-таки увидит лидера страны, которого объединенная Европа не хотела видеть все последние 14 лет.
Впрочем, самое интересное заключается все же не в личном участии последнего в 'Восточном партнерстве', а в том, с какими настроениями и намерениями туда собирается попасть Беларусь.
Сергей Николюк убежден, что сам по себе факт участия Беларуси в 'Восточном партнерстве' носит положительный характер, но при этом рассчитывать на некие революционные прорывы явно не приходится: '15 лет назад большинство наших экспортеров, наверное, и не знали, как толком подписать международный контракт с какой-нибудь крупной европейской фирмой. Интеграция в европейские структуры - сама по себе - движение в правильном направлении. Таким образом, белорусы приобщаются к ценностям Европейского Союза. Но тот должен четко понимать, до каких границ продолжится это приобщение. В этом плане весьма показательно послание белорусского лидера белорусскому народу и Национальному собранию РБ, озвученное в здании парламента 23 апреля. В нем недвусмысленно говорится, что, мол, мы меняться не собираемся. Что двигались в правильном направлении и будем продолжать в нем двигаться. И что после кризиса Беларусь, скорее всего, будет на коне. Ни для кого не секрет, что в интеграции с Европой Александра Лукашенко интересует исключительно экономическая составляющая'.
Действительно, в этом послании есть очень четкие сигналы в сторону всех заинтересованных сторон как внутри Беларуси, так и за ее пределами: 'После того как я заявил о либерализации, многие поняли это как вседозволенность. Мы говорим об экономической либерализации, о том, чтобы не мешали работать тем, кто хочет работать. Некоторые шарлатаны, отщепенцы и отморозки это поняли так: что хочу, то и ворочу. Хочу - хожу по улицам, переворачиваю машины. Средства массовой информации поняли это как возврат к тому, с чего мы начинали в середине 1990-х: желтизна - и больше ничего. И даже некоторые приезжие дипломаты начали упрекать: вы ведь объявили либерализацию. Я вынужден был им говорить: читайте то, что было сказано не только мною, но и руководством страны. Это не вседозволенность, не путь к хаосу, беспорядкам и дестабилизации экономики. Мы говорили о либерализации экономической жизни страны. Политической либерализации у нас предостаточно...'. Что называется, без комментариев.
Более того, были сделаны и четкие предупреждения некоторым инициаторам более плотной интеграции в европейские структуры: 'Некоторые думают, что, вовлекая Беларусь в те или иные процессы в Европе, либерализируя эти процессы, мы будем потихонечку создавать условия для замены ныне существующего строя, собственно, напрямую для свержения Лукашенко.
Поэтому ползучая революция, говоря старым языком, в Беларуси не пройдет! Вы же в этом убедились. Вы же помните, как по мордасам надавали здесь разного рода цветным революциям. Даже пикнуть не смогли. Не потому, что мы такие диктаторы и варвары, а потому, что проводим политику в интересах нашего народа'.
Впрочем, справедливости ради следует напомнить, что отдельные шаги именно в плане либерализации некоторое время назад были все-таки сделаны. Они касались освобождения политических заключенных, в том числе бывшего кандидата в президенты Александра Козулина, допуска нескольких газет в государственную систему реализации и распространения, организации общественно-консультационного совета при президентской администрации, в который вошли отдельные знаковые фигуры белорусской интеллигенции и оппозиции. Гораздо больше было сделано в области реформирования экономической системы Беларуси.
Однако хватит ли всего этого для того, чтобы полноценно интегрироваться в программу 'Восточное партнерство'? Больше вопросов, чем ответов.
Ясно другое - эта интеграция в любом случае будет очень непростой. А когда мы искали простых путей?
________________