Новейшая попытка Европейского союза серьезно взяться за решение проблемы своих восточных границ следует за недавней пятой годовщиной исторического расширения блока путем включения бывших коммунистических стран.
Восточное расширение помогло залечить разногласия времен 'холодной войны' и помогло бывшим коммунистическим государствам совершить экономическое путешествие от Маркса до рынка. После того, как десять стран, включая Польшу, присоединились в мае 2004 года, а еще две, Болгария и Румыния, последовали за ними в 2007 году, союз расширился до 27 государств, а его восточные границы передвинулись от Балтийского к Черному морю.
Но празднования были тихими, и включали в себя лишь конференцию в Праге, столице Чехии, которая сегодня является президентом ЕС, пятикилометровый пробег в Польше и фестиваль в Словакии, чьим девизом стали слова 'Пять лет протягивая руки к звездам'. Но никакого общего собрания лидеров Евросоюза.
Пять лет спустя, событие, которое лица, определяющие политику ЕС, считают своим самым большим достижением, вызывает у общественности смешанные чувства. Признание его исторического значения окрашено беспокойством о стоимости расширения, мировом финансовом кризисе и планируемом дальнейшем расширении.
Опрос общественного мнения под названием 'Евробарометр', проведенный в этом году, выявил, что 48 процентов граждан Евросоюза считают, что расширение укрепило союз, в то время как 36 процентов считают, что верно обратное утверждение. Поддержка расширения оказалось самой сильной на востоке и самой слабой на западе, особенно во Франции, Германии и Австрии.
Пропагандисты расширения, возглавляемые Олли Реном (Olli Rehn), комиссаром ЕС по расширению, считают, что польза от политики расширения очевидна. По словам Рена, 'В целом, расширение ЕС стало якорем стабильности и демократии и движущей силой личных свобод и экономического динамизма.'
Макроэкономические показатели в хорошей форме. Среднедушевой доход в новых странах-участницах вырос в период с 1999 по 2008 год с 40 процентов от среднедушевого дохода в старых странах-участницах до 52 процентов. По подсчетам Европейской комиссии, присоединение к союзу увеличило среднегодовой экономический рост в новых странах-участницах на 1.75 процента в год в период между 2000 и 2008 годам, и добавило 0.5 процента к ВВП изначальных 15 участников ЕС.
Возросшая взаимная торговля и инвестиции сблизили восточную и западную Европу. Восточноевропейские фермеры, которые боялись худшего, в целом преуспели.
Тем временем, растущая стабильность на востоке пошла на пользу не только восточным, но и западным европейцам. Неблагонадежные атомные реакторы были закрыты. Шенгенская зона ослабила ограничения на путешествия. Увеличившийся союз пользуется большим международным влиянием, особенно в вопросах экономического характера.
Критики обычно не ставят под сомнение сам принцип расширения, но утверждают, что его нужно было проводить осторожнее, особенно в том, что касается интересов обычных жителей Западной Европы. Сильви Гуляр (Sylvie Goulard), президент французского отделения Европейского федералистского движения, говорит: 'В смысле роста ВВП это были гроши. Но для обычных людей это были совсем не гроши.'
Наибольшее беспокойство вызывает соперничество за рабочие места, как со стороны мигрантов, так и со стороны работников восточноевропейских фабрик. На прошлой неделе был опубликован отчет, проведенный при содействии Европейской комиссии, который показал, что после 2004 года примерно 2,2 миллиона граждан Восточной Европы переехали на запад, увеличив их общее число в 15 странах 'старой Европы' до 3,8 миллиона. ВВП Евросоюза вырос на 0,8 процента, и этот рост оказал лишь 'незначительное' влияние на уровень занятости и зарплат на западе.
Тем не менее, миллионы западноевропейских работников уверены, что негативное воздействие на самом деле сильнее. Их неудовлетворение, которое было приглушено во времена экономического роста, вырвалось наружу с приходом кризиса.
Кризис уже стал проверкой европейской солидарности в то время, как страны Восточной Европы беспокоятся, что богатые западноевропейские государства начнут их дискриминировать, например, с помощью протекционистских банковских субсидий. Беспокойство о росте преступности и коррупции, особенно в Болгарии и Румынии, тоже портит атмосферу в союзе.
Тем временем, увеличение числа участников с 15 до 27 осложнило процесс принятия решений. Евросоюз все еще не ввел в действие реформы, которые должны были последовать за расширением, так как ратификация Лиссабонского соглашения постоянно откладывается.
Расширение также осложнило процесс принятия общих решений во внешней политике, особенно в том, что касается крупнейшего соседа ЕС России. Восточноевропейские государства, которые по традиции испытывают беспокойство по отношению к Москве, более склонны видеть в России потенциальную опасность, чем западноевропейские страны.
Учитывая, что прошедшее расширение нельзя повернуть вспять, критики концентрируют свое внимание на будущих планах, в которые включены страны западных Балкан и Турция. В отношении западнобалканских стран основной повод для беспокойства - это то, что эти хрупкие государства должны соответствовать стандартам Евросоюза, особенно в том, что касается преступности и коррупции. В отношении Турции, возражения более основательны, и ведущие европейские политики подвергают сомнению право Анкары на членство в ЕС.
Для тех, кто поддерживает расширение, главный урок прошлых переговоров состоит в том, что останавливаться нельзя. Расширение на восток много раз откладывалось прежде, чем наконец было проведено.
____________________________________________________________
Не надо больше берлинских стен ("The Wall Street Journal", США)
Перезагружая связи НАТО-Россия ("The Washington Times", США)
ЕС хочет определиться с Востоком ("Киевский ТелеграфЪ", Украина)