Пока весь остальной мир борется с первым кризисом глобализации, Кавказ как будто застрял в эпохе борьбы великих держав перед Первой мировой. Как показал в прошлом августе печальный опыт конфликта в Грузии, нигде больше в Европе война не является такой опасностью.
Однако в этом мае для Кавказа может начаться светлая полоса. Россия, США, Европейский Союз и Турция - державы, имеющие интересы в этом несчастном регионе- на какой-то миг объединили усилия. В результате у них появилась возможность начать процесс избавления от самой опасной, хотя и далеко не самой заметной угрозы региону и его многочисленным трубопроводам: неразрешенного армянско-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха.
Незадолго до этого произошло другое долгожданное событие - Армения и Турция при поддержке остальных игроков объявили, что они выработали план восстановления отношений. Это может означать открытие границы и организацию комиссии по изучению резни армян в 1915 году в Османской империи.
Это было бы важным достижением, однако есть одно препятствие - Нагорный Карабах, непризнанная территория, юридически считающаяся частью Азербайджана, но находящаяся под контролем Армении. Хотя армяне утверждают, что связывать эти вопросы не следует, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan), помня о своих близких союзниках из Азербайджана, заявил, что до того, как граница будет открыта, необходим прогресс по карабахскому вопросу.
Этот крошечный конфликт, разгоревшийся в 1988 году, стал первой этно-территориальной войной на пространстве бывшего Советского Союза. С ним не смогли справиться множество посредников, начиная с Михаила Горбачева. В 1991 году он перерос в полномасштабную войну, в результате которой 20 000 человек погибли и около миллиона лишились крова. В 1994 году армяне победили, захватив контроль не только над самим Нагорным Карабахом, но и над обширной 'буферной зоной' вокруг него, составляющей около 8 процентов территории Азербайджана. Сейчас армии стоят друг напротив друга на линии прекращения огня, траншеи которой подобно шраму перепахивают весь Южный Кавказ. Снайперы убивают по несколько человек в месяц, но в целом перемирие соблюдается.
Пока конфликт буксовал, по соседству с ним возник важный энергетический маршрут. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который построила BP, в расчете на экспорт на западные рынки 1 миллиона баррелей нефти в сутки, пролегает всего в десяти милях от линии прекращения огня. Благодаря новым доходом Азербайджан обзавелся самым быстрорастущим военным бюджетом в мире. Сейчас его расходы только на оружие превышают весь госбюджет Армении. Самые громогласные из азербайджанцев призывают армию готовиться 'отвоевывать' Нагорный Карабах, пробуждая призраки войны, которая стала бы кошмаром для всего региона. Тем не менее, переговоры о проекте мирного договора продолжают тянуться. В четверг президенты Армении и Азербайджана должны обсудить его на встрече в Праге.
Обоим лидерам придется пойти на болезненные компромиссы. Азербайджану придется признать, что он фактически потерял территорию, по крайней мере, не вернет ее в обозримом будущем, зато может вернуть земли вокруг Карабаха. Армянам придется признать, что они должны вернуть оккупированные территории и отложить надежды на независимость Нагорного Карабаха в обмен на самоуправление и безопасность.
Крупные державы не хотят сильно давить в этом вопросе. Народы слишком активно сопротивляются переменам, к тому же у обеих стран есть могущественные друзья за границей. Например, в США с Азербайджаном тесно связаны Пентагон и энергетические компании. В свою очередь сильное армянское лобби Конгресса задержало утверждение Филиппа Гордона (Philip Gordon) в должности заместителя госсекретаря, после того как он призвал проявить осторожность в вопросе о признании убийств армян в 1915 году геноцидом.
Урегулирование армянско-азербайджанского конфликта обойдется недешево. Восстановление опустошенных территорий придется проводить за счет международного сообщества. Кроме того, карабахских армян постоянно беспокоит азербайджанская военная угроза, и они будут требовать до подписания договора разместить в регионе серьезные и заслуживающие доверия миротворческие силы.
Однако и выгоды будут велики, не только для Армении и Азербайджана, но и для всех, кто заинтересован в регионе, от BP и ЕС до Ирана. Надежное урегулирование также положительно сказывается на планах по строительству газопровода ведущего на Запад Nabucco.
Одна мир будет надежным, только если Армения и Азербайджан отринут язык национальной вражды. В этом смысле пример подают Турция и Армения, общая история которых намного болезненнее. Если эти страны смогут сотрудничать, значит и примирение между армянами и азербайджанцами вполне достижимо.
Томас де Вааль - автор книги 'Черный Сад: Армения и Азербайджан между войной и миром' (' Black Garden: Armenia and Azerbaijan Through Peace and War').
____________________________________________________
Армяно-турецкие переговоры: ставки высоки ("The New York Times", США)
Алиев и Саркисян встретятся в Праге ("Зеркало.az", Азербайджан)
Оттепель меняет альянсы на Южном Кавказе ("The Financial Times", Великобритания)