Политика Евросоюза в отношении соседей на востоке оказалась в беде, несмотря на реализацию новой инициативы ЕС "Восточное партнерство". Европейское общество все больше замыкается в себе и все чаще проявляет протекционистские тенденции. Так что же можно сделать с той "серой зоной", что лежит к востоку - между ЕС и Россией, и объединяет шесть государств? Бездействие здесь недопустимо. Регион этот серьезно пострадал от экономического кризиса, который усугубляют внутренняя политическая неразбериха и серьезные угрозы в сфере безопасности.
С идеей 'Восточного партнерства' в начале лета прошлого года выступили Польша и Швеция. Инициативу эту по меркам Евросоюза приняли в ускоренном темпе. Она относится исключительно к тому региону, который расположен к востоку от ЕС и включает Украину, Молдавию, Белоруссию, Грузию, Армению и Азербайджан. Эта инициатива призвана сыграть роль своеобразного дополнения к Европейской политике добрососедства. У нее мало новых ресурсов и весьма ограниченный бюджет на реализацию технических проектов. Главная идея заключается в том, что "Восточное партнерство" подаст этим странам позитивный сигнал, изменит ту атмосферу, в которой проводится обсуждение проблем данного региона в ЕС и поможет медленно втянуть его в орбиту Евросоюза.
Данное предложение вызывало раздражение у России. Но и у самого Евросоюза с этой инициативой немало проблем. Например, ему было очень трудно уговаривать лидеров шести стран приехать в четверг в Прагу. А те, кто согласился приехать, представляют собой не самую лучшую рекламу для этого региона.
Рейтинг популярности украинского президента Виктора Ющенко составляет менее 5 процентов. С момента "оранжевой революции" он ведет свою страну из кризиса в кризис. Грузинский президент Михаил Саакашвили после своей катастрофической военной авантюры в августе прошлого года сталкивается с внутренними протестами в стране. В Армении также проходят протесты после весьма спорных выборов президента Сержа Саргсяна в феврале 2008 года, когда было убито 10 человек. Президент Азербайджана Ильхам Алиев провел в марте референдум по внесению поправок в конституцию, которые дали ему возможность стать пожизненным руководителем страны. Самый скандальный лидер в этом ряду - "последний диктатор Европы", белорусский президент Александр Лукашенко. Прежде Белоруссию даже не включали в Европейскую политику добрососедства.
Прошло пять лет после "большого взрыва", когда ЕС резко расширил свои границы, приняв к себе в клуб восемь бывших коммунистических стран с востока, и вот сегодня союзу грозит утрата "умов и сердец" своих восточных соседей, поскольку он проявляет благодушие, многословие и медлительность при решении проблем кризиса. Восточные соседи это не государства Центральной Европы, которые вступали в ЕС в 90-е годы. Их государственность слаба, их руководство зачастую еще слабее, в них отсутствует то единодушие относительно своего европейского будущего, которое позволило провести трудные реформы в Польше, Словакии и странах Балтии.
Из-за случайного стечения бюрократических обстоятельств многие на востоке считают инициативу "Восточное партнерство" просто реакцией ЕС на мировой экономический кризис, а отнюдь не стратегией, специально рассчитанной на этот регион. Молдавский президент Владимир Воронин пренебрежительно называет ее "раздачей конфет".
Вообще-то технократическое внимание ЕС к структурным реформам оказывает на этот регион определенный эффект. Все шесть стран, за исключением Белоруссии, сегодня больше торгуют с ЕС, нежели с Россией. Но политическая значимость этих меняющихся экономических реалий близка к нулю. На самом деле, регион движется в неверном направлении, там все чаще возникает военная напряженность и даже войны (в Грузии). Фальсификация выборов стремительно превращается в норму. У шести этих стран нет ни времени, ни желания одним махом воспринять бюрократическое управление ЕС.
Россия, обжегшись в 2004 году на Украине со своим грубым вмешательством, сумела изменить тактику действий в этом регионе. Сегодня она использует широкий спектр приемов жесткой и мягкой силы, часть которых несоизмерима с действиями ЕС. Например, ей удалось сохранить или создать военные базы в каждом из шести государств. Более того, она часто делает то же самое, что и ЕС, но делает это лучше. Самый заметный пример до последнего времени - это ее более отрытый рынок рабочей силы. Россия также все реже использует кнут и все чаще пряники, предлагая помощь, гарантии безопасности и идеологию "суверенной демократии" которая привлекает элиту многих постсоветских государств.
"Восточное партнерство" это типичный технический инструмент ЕС, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Евросоюз обещает помочь в создании "государственных институтов западного типа", а также трансформировать экономику восточных соседей путем реализации всесторонних соглашений о свободной торговле.
Все это хорошо, но ЕС надо действовать быстрее. Он должен показать, что его задача состоит в укреплении слабых государств, в оказании им содействия при преодолении кратковременных кризисов и в развитии демократии, а отнюдь не в том, чтобы использовать эти страны в качестве пустых емкостей для экспорта политики Евросоюза. После саммита "Восточное партнерство" ЕС должен инициировать проведение последующих встреч на уровне министров внутренних дел для обсуждения вопросов миграции, предоставления виз и борьбы с терроризмом, а также постараться интегрировать Украину и Молдавию в европейский энергетический рынок.
Альтернатива такому движению вперед - это возникновение стены нестабильности по соседству с ЕС. Как и в случае с США и Мексикой, последствия роста различий в уровне жизни, в мере ответственности и рациональности органов государственной власти, а также в сфере правопорядка неизбежно перейдут через национальные границы. Восточную политику ЕС нельзя рассматривать в качестве филантропии. Это стратегия продвижения и отстаивания четко определенных панъевропейских интересов.
Эндрю Уилсон и Нику Попеску - научные сотрудники и эксперты по Восточной Европе из Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations)
____________________________________________________________
Восточная 'сфера влияния' ЕС ("Spiegel", Германия)
Восточная дипломатия - серьезный и кропотливый труд ("The Financial Times", Великобритания)
'Восточное партнерство' Европы раздражает Россию ("La Tribune", Франция)