Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейский Союз - Россия: борьба за влияние

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Программа 'Восточное партнерство', которую Евросоюз под председательством Чехии запускает 7 мая в Праге, была разработана с целью протянуть руку, не обещая будущего вступления в ЕС, шести странам бывшего СССР: Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджану. Программа позволяет облегчить процесс получения виз и способствует развитию торговых связей. Европейцы приняли решение ускорить воплощение в жизнь этой программы после войны в Грузии, имевшей место в августе 2008 года. В действительности же Евросоюз вступил в борьбу с Россией за влияние в странах, которые ее окружают. ЕС хочет использовать в этих регионах свое 'мягкое влияние' в противовес России, всегда готовой применить всю гамму наступательных средств, чтобы насадить свой авторитет на территории, которую Кремль в 2008 году назвал своей 'зоной привилегированных интересов'.

Программа 'Восточное партнерство', которую Евросоюз под председательством Чехии запускает 7 мая в Праге, была разработана с целью протянуть руку, не обещая будущего вступления в ЕС, шести странам бывшего СССР: Украине, Беларуси, Молдове, Грузии, Армении и Азербайджану. Программа позволяет облегчить процесс получения виз и способствует развитию торговых связей. Европейцы приняли решение ускорить воплощение в жизнь этой программы после войны в Грузии, имевшей место в августе 2008 года.

В действительности же Евросоюз вступил в борьбу с Россией за влияние в странах, которые ее окружают. ЕС хочет использовать в этих регионах свое 'мягкое влияние' в противовес России, всегда готовой применить всю гамму наступательных средств, чтобы насадить свой авторитет на территории, которую Кремль в 2008 году назвал своей 'зоной привилегированных интересов'.

'Восточное партнерство' обретает реальные очертания в тот самый момент, когда в регионе накопились немаловажные проблемы. Экономический кризис серьезно подкосил экономику этих стран (за исключением Азербайджана, который получает доход от продаж углеводородов). ВВП Украины, самого крупного из шести вышеупомянутых государств, в 2009 году сократится, несмотря на помощь, оказанную МВФ.

В регионе также произошло немало политических пертурбаций, которые в разной степени, но играли на руку России. Последствия российско-грузинской войны не заставили себя ждать: Москва начала ползучую аннексию сепаратистских регионов, Абхазии и Южной Осетии. На Украине январский газовый кризис обострил политическую напряженность, в то время как Москва укрепляла свои позиции в энергетическом секторе страны. В Молдавии волнения, имевшие место 7 апреля в Кишиневе, продемонстрировали уязвимость этой страны перед махинациями России, и затруднили диалог с европейскими странами. В первую очередь с Румынией, которую молдавские власти обвинили в подготовке 'государственного переворота'.

Россия дала отрицательную оценку 'партнерству', предложенному ЕС, назвав его вмешательством в ее исконную зону влияния. Она оказывает сильнейшее давление на страны своего 'ближнего зарубежья', чтобы помешать процессу сближения с ЕС - например на Азербайджан, где она пытается добиться права 'первой руки' в отношении всех газовых резервов страны.

Европейцы в ответ снизили свои требования в отношении этих режимов, где соблюдение демократических критериев оставляет желать лучшего (среди них только Украина и Грузия проводят выборы, которые европейские обозреватели признают удовлетворительными). Вопрос ценностей был отодвинут на второй план в угоду геополитическим интересам. Авторитарное государство Беларусь было приглашено принять участие в 'партнерстве' при условии, что ее президент Александр Лукашенко не признает 'независимость' Абхазии и Южной Осетии, к чему подталкивает его Россия.

Досье отягощается еще и тем, что страны, для которых была разработана программа 'партнерства', выдвигают разные требования. Только Украина и Грузия открыто надеются когда-нибудь стать членами ЕС. Но Украина скорее заинтересована в заключении соглашения об 'ассоциативном членстве', о чем она и ведет переговоры с Брюсселем, а не в программе, адресованной группе разнородных стран.

Институциональная слабость всех этих государств дает России возможность укреплять свое влияние. Она использует в своих целях угрозу внутренней дестабилизации в этих странах. Россия с одной стороны разыгрывает карту своей вредоносности, а с другой обещает финансовую помощь. Однако если она и может привлечь на свою сторону эти страны, то скорее с помощью запугивания, а не силы притяжения. Внушительные последствия экономического кризиса так же могут повредить России.

Перед лицом всех этих факторов страны, которым была предложена программа 'партнерства', поднимают ставки. Они пытаются воспользоваться соперничеством между ЕС и Москвой. Это видно в частности по Молдавии, где создается впечатление, что коммунистический режим сначала хочет посмотреть, какие финансовые предложения Евросоюз выложит на стол переговоров, а уж потом только приступит к проведению более открытой политики, которую от него требует ЕС.

ЕС, со своей стороны, отягощен своими внутренними противоречиями. Германия, а за ней и Франция, хотят продолжать проводить стратегию выполнения 'обязательств' в отношении российских властей, считая, что конфронтация - путь в никуда. Париж также без большого энтузиазма отнесся к идее 'Восточного партнерства', усматривая в нем программу, который может составить конкуренцию его проекту 'Союз Средиземноморья', с запуском которого есть проблемы. Стратегию в отношении соседей с Востока разрабатывали и защищали прежде всего Польша и Швеция.

В этой партии не видно одного крупного игрока - Соединенных Штатов. Создается впечатление, что администрация Обамы еще не определилась со своей стратегией в отношении стран, расположенных на восточных окраинах Европы и на Кавказе. К тому же США придают большое значение двусторонним отношениям с Москвой - начало переговоров о ядерном разоружении, - поскольку приоритетными для Америки являются другие вопросы - Афганистан и иранское ядерное досье.

В настоящий момент Россия пользуется этим относительным самоустранением американцев. И проталкивает свой проект создания 'новой структуры безопасности' в Европе, проводя стратегию пересмотра статус-кво на континенте. Борьба за влияние только начинается.

____________________________________________________________

Россия и Запад: фантомные боли ("Der Tagesspiegel", Германия)

Обретая добрых соседей на заднем дворе у России ("The Moscow Times", Россия)

Восточная 'сфера влияния' ЕС ("Spiegel", Германия)

Обсудить публикацию на форуме