Что общего у Армении, Азербайджана, Грузии, Украины, Молдовы и Белоруссии? Кто первым делом подумал о советском наследии, не ошибся. Советское прошлое будет играть важную роль в устремлениях этих государств в будущее еще долгое время, несмотря на инициативу Восточного партнерства Европейского союза, стартующую сегодня на саммите в Праге.
Брюссель начинает укрепляться на игровом поле Москвы - так рассматривает инициативу Восточного партнерства министр иностранных дел России Сергей Лавров. И это несмотря на все противоположные утверждения высокопоставленных чиновников Европейского союза и Европейской комиссии. Для бряцания мечами вполне достаточно инициативы одной стороны.
Для чего все это нужно Европейскому союзу? Обычно разъясняют, что на самим деле желающими были эти самые шесть государств, которые хотели бы укрепить связи с ЕС, но которым ЕС в обозримом будущем не сможет предложить своего членства. Такой является, например, Украина. Несколько лет назад активнее говорила об устремлениях в ЕС и Грузия.
Зато Восточное партнерство как компот из объединившейся вокруг реформаторских инициатив Европы для винегрета государств, желающих сблизиться с Европой, из которых некоторые (например, Белоруссия) вовсе не уверены, сколь далеко они могут зайти в этих отношениях.
Когда вы, например, в последний раз слышали о европейских устремлениях Армении? Однако в общении с политической и общественной элитой этого государства именно евроинтеграция является тем словом, которое открывает в сегодняшней Армении двери и заставляет местных интеллектуалов вдохновенно говорить о самом древнем христианском государстве мира.
Поэтому Армения для очертаний Восточного партнерства является сейчас самым ярким примером. Мы со своей кочки традиционно привыкли рассматривать Ереван как младшего брата Москвы (что сейчас по больше части верно). В то же время у Армении нет единой границы ни с Россией, ни с Европейским союзом, а с запада ее по-прежнему окружает враждебная страна-кандидат Турция и крайне нестабильная в контексте последнего года Грузия.
Расположенные с другой стороны Азербайджан и Иран не нуждаются в комментариях. С первым продолжается война, с другим народ с долгими христианскими традициями не желает развивать тесного братства.
И если некоторых занимающихся внешнеполитической деятельностью армян спросить о мотивах европейских устремлений, то первым аргументом называется христианство. О нем в Армении занятно дискутировать именно потому, что народ, принявший христианство в 4 веке, отождествляет свою религию скорее с православием, чем с наиболее распространенными на западе конфессиями. Православная Москва не кажется достаточно близкой?
'У нас с Россией всего лишь 200 лет совместной истории, а с Европой намного-намного больше', - парирует вице-спикер парламента Армении Степан Сафарян.
Это объяснение в Армении совсем не уникально. Каждый второй подтвердит как расхожую истину, что на деле евроинтеграция в понимании Армении - это возврат к своим корням.
Кстати, в прошлогодних брошюрах туристического агентства Грузии говорится: 'Европа родилась здесь!'. Вспыхнувшая в Закавказье борьба за место рождения Европы - это освежающее дуновение ветра для Брюсселя, ставшего все равно что синонимом Европы.
'Но когда мы говорим о Европе, то стандарты демократии и прав человека несравнимы с Россией', - добавляет Сафарян. Тут дело становится уже более захватывающим.
Из бесед с местными политиками и лидерами мнений можно понять, что Армения рассматривает себя как возможность для ЕС в Закавказье. И Брюсселю в создании этого представления принадлежит наверняка не последняя роль. Ежегодные доклады о прогрессе, которые составляет Европейская комиссия для характеристик целевых государств, на сей раз в пользу Армении. Уже хотя бы потому, что ни у Азербайджана, ни у Грузии 'дела шли не так хорошо'.
Время от времени при разговоре о провале Грузии у собеседника-армянина можно заметить даже блеск в глазах. Кстати, и в брюссельских коридорах можно сейчас о Грузии услышать такие слова, как 'провал политики соседства' или 'испорченное государство' (broken state, все же не failed - провалившееся).
Достаточно небольшой прогулки по Еревану и все становится понятным. По своей депрессивности с ним не может сравниться ни одна из столиц соседних государств. Между советскими колоссами простираются пустыри, которые местные жители называют 'строительными площадками'. Но заросли кустарников выдают, что уже давно сюда не ступала нога строителя.
Огромнейший потенциал - это было бы лучшей формулировкой, которой подбадривают настроение армян. 'Видели бы вы это место десять лет назад', говорит примечающий позитивные развития европейский дипломат.
И в самом деле, Mariott, Adidas и Land Rover украшают центр города. Как и множество небольших местных банков, к которым пристроились российские гиганты - "Внешторгбанк", "Газпромбанк" и так далее.
Число машин-люкс в государстве, где министр зарабатывает 500 американских долларов в месяц, кажется жеманством. Число банков создает впечатление о рае для отмывания денег. По мнению заместителя министра экономики Армении Мухеда Тумасвани, доля теневой экономики может составлять до 50 процентов. В то же время он не может ответить на другие, более простые вопросы: например, какова на деле реальная безработица в стране или на что живет цех владельцев Land Rover.
Конфликт интересов в этом государстве даже не привыкли рассматривать как конфликт. Когда бизнес большинства депутатов парламента и дополнительные заработки правительственных чиновников являются открытой тайной, то речь идет об акцептированной норме. Но там есть и (немногие) люди, которые видят в этом проблему.
Недавно в Ереване приступила к работе группа советников Европейского союза из десятка специалистов, которые дают министерствам рекомендации по реорганизации. Например, как бороться с коррупцией. Что делать по предотвращению отмывания денег. Как учить дипломатов.
Здесь уже у Европейского союза возникает конфликт интересов с нынешним патроном Армении Россией. 'Внешняя политика Армении исходит во многом из соображений безопасности', - объясняет вице-спикер парламента Степан Сафарян, почему наряду с евроинтеграцией армяне в ближайшем будущем не забывают об отношениях с Россией, которые они все без исключения называют 'стратегической дружбой'. Короче говоря, военная база России в Армении является сейчас единственной настоящей гарантией безопасности государства. В то же время августовское вторжение привнесло с собой существенные сдвиги в региональном равновесии сил.
Во-первых, действовавший до сих пор грузинский коридор для торговли армянскими товарами неделями закрыт и потребность в альтернативном стала очевидной. Во-вторых, Азербайджан, скорее всего на долгое время провозгласил желание силой вернуть оккупированные территории. В-третьих, внешнеполитическая элита Армении поняла необходимость создать в лице Европейского союза противовес влияниям России и США. Вопрос в том, сколь много у Армении на самом деле имеется этого внешнеполитического игрового пространства. Несмотря на то, что единой границы с Россией нет, ее компенсирует присутствие военной базы и поставки энергоносителей.
'Россия сейчас наша заправочная', приводит еще одну причину стратегических отношений директор института исследований Кавказа Александр Искандарян. Летняя приостановка идущего через Грузию топлива вынудила Армению вспомнить о соседнем Иране, в противном случае в Ереване уже через неделю не было ни капли бензина.
По словам Искандаряна, армянам нелегко разъяснить русским, почему они не признают Южную Осетию и Армению. Во время вторжения России Ереван находился под многократным давлением Москвы, лавируя между своими двумя жизненно важными партнерами - стратегически важной Россией и Грузией, имеющей важное транзитное значение, предоставляя гуманитарный коридор для помощи соседям, пострадавшим в ходе войны. Мятежные регионы Грузии Армения (для оказания давления на которую у Москвы есть абсолютно все возможности) до сих пор не признала.
И выбор в пользу Восточного партнерства, по словам Европейской комиссии, был всегда выражением свободного волеизъявления. Тем самым -своего рода знаком прочности Армении в отношении давления со стороны России.
'Нам не просто разъяснить, почему мы должны участвовать в учениях НАТО в Грузии', - добавляет Искандарян. Эта беседа состоялась во второй половине апреля, когда Армения дала свое согласие НАТО. Но изменившееся на этой неделе настроение пахнет скорее уступкой Москве. Хотя в качестве причины и можно привести как нестабильную ситуацию в Грузии, так и высказывания генерального секретаря НАТО в отношении территориальной целостности Азербайджана. Недавние поочередные посещения Москвы главами государств Азербайджана и Армении указывают на готовность Кремля разыгрывать и дальше карту Нагорного Карабаха в собственных интересах.
И у армян нет в этом отношении никаких иллюзий. 'Карабах для России является абсолютно действенным фактором для оказания влияния как на Азербайджан, так и на Армению. И в решении этой проблемы они совсем не заинтересованы', - говорит руководитель неправительственной организации Европейская интеграция Карен Бекарян.
Несмотря на это понимание, скептики Восточного партнерства предсказывают Европейскому союзу болезненное поражение, указывая на Грузию. В разговоре с руководителем местного института Открытое общество Ларисой Минасян виды Армении выглядят значительно менее розовыми. Наряду с неправительственными организациями и многие политики признают, арест людей после выступлений оппозиции 1 марта означает, по сути, появление политических заключенных. И их в Армении может быть около сотни, их дела даже не рассматриваются в судах.
Свободной в этой стране считаются только печатные СМИ. На 3,2 миллиона жителей в день издается 30 00 экземпляров. Несмотря на активно действующий институт омбудсмена, никто его на государственном уровне всерьез не воспринимает.
Возможно, все это кажется немного знакомым. Но пока еще рано давать оценку инициативе, которой встречающиеся сегодня в Праге главы государства дадут старт. Конечная оценка зависит во многом от поставленной цели. Хотят сделать из Армении Швейцарию Южного Кавказа? Или просто обеспечить свои позиции, окружив Европейский союз 'буферной зоной' безопасности, если мы не желаем говорить о 'сферах интересов'?
'Проект Восточного партнерства направлен в перспективу 2020 годов и так его и следует рассматривать', сказал один высокопоставленный служащий Европейской комиссии. Похоже, что истина о половине стакана действует и здесь.
Автор принимал участие в семинаре о соседской политике в Брюсселе и Ереване, финансировавшимся Европейской комиссией.
Перевод: Хейно Сарап
_____________________
"Младших сестер" России позвали в новую семью ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
Восточная дипломатия - серьезный и кропотливый труд ("The Financial Times", Великобритания)