Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские автопроизводители уповают на государство

Устаревшие модели, скудные инвестиции, плохая производственная техника: российская автомобильная промышленность оказалась не готова к кризису

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На примере АМО-ЗИЛ, как под увеличительным стеклом, видны проблемы российской автомобильной промышленности: устаревшие модели, несовременная производственная техника и организация производства, скудные инвестиции, сложное финансовое положение и вера в поддержку со стороны государства.

Лучшие времена для бывшего Завода имени Сталина, расположенного на юго-востоке Москвы, остались позади. В Советском Союзе черные лимузины производства этого завода, переименованного в "ЗиЛ" (Завод имени Лихачева) на волне десталинизации 1956 года, были символом элегантности и власти. Сегодня семиместный лимузин ЗиЛ-41047 кажется пережитком давно ушедших времен. Виктор Новоченко, директор по маркетингу ЗАО "Торговый дом ЗИЛ", рассказывает, что в настоящее время на заводе выпускается только две модели автомобилей, которые используются на военных парадах. Несколько лет назад предприятие также построило лимузин для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Автомобильный концерн, на котором работает около 20 000 человек и который производит преимущественно грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности, в связи с экономическим спадом перешел на режим неполной занятости. Однако и до кризиса АМО-ЗИЛ испытывал большие проблемы: уже несколько лет предприятие терпит убытки и не выплачивает дивиденды. Некогда гордая "пролетарская крепость", около 80 процентов акций которой принадлежит правительству Москвы, - наглядный пример предприятия, не сумевшего подстроиться под современные условия. Мэр Москвы Юрий Лужков недавно представил малоубедительный вариант решения всех его проблем: ЗиЛ станет разрабатывать российский вариант американского внедорожника "Hummer".

На примере АМО-ЗИЛ, как под увеличительным стеклом, видны проблемы российской автомобильной промышленности: устаревшие модели, несовременная производственная техника и организация производства, скудные инвестиции, сложное финансовое положение и вера в поддержку со стороны государства. Положение отечественных производителей контрастирует с оптимистичным настроением, которое, по крайней мере, до середины прошлого года царило в международных автомобильных концернах: Россия должна была сменить Германию в роли крупнейшего автомобильного рынка Европы. В 2008 году на долю традиционных российских марок легковых автомобилей приходилось лишь около 25 процентов рынка, потому что за предыдущие годы их вытеснили зарубежные конкуренты. Крупнейший российский производитель автомобилей "АвтоВАЗ", выпускающий автомобили модели "Лада", счел, что добиться конкурентоспособности возможно за счет создания партнерства: в конце 2007 года "АвтоВАЗ" нашел себе иностранного партнера в лице Renault, который получил 25 процентов плюс одну акцию лидера российского автомобильного рынка.

Однако в ноябре прошлого года продажи легковых автомобилей впервые за долгое время снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В первом квартале текущего года продажи легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности упали на 40 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, в марте снижение продаж составило 47 процентов (по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (AEB)). Производство легковых автомобилей в России в первом квартале снизилось примерно на 63 процента, а производство грузовиков упало на 75 процентов. Однако в марте объемы производства увеличились примерно на 20 процентов по сравнению с предыдущим месяцем.

По некоторым оценкам российского Министерства промышленности и торговли снижение продаж новых и подержанных автомобилей в этом году составило 60 процентов. Однако из-за снижения курса рубля, в результате которого дорожает импорт, отечественные производители получили определенное преимущество. С января этого года правительство повысило ввозные пошлины на новые, а в особенности на подержанные автомобили, что привело к росту цен на них. К тому же, государство субсидирует кредитные ставки на покупку автомобилей российского производства стоимостью менее 350000 рублей (около 8000 евро). Российское правительство, которое, прежде всего, хочет избежать массовых сокращений рабочих мест, пообещало оказать отечественным производителям избирательную помощь. Так, концерн "АвтоВАЗ", 25 процентов которого принадлежит государственной корпорации "Ростехнологии", должен, помимо прочего, получить беспроцентную ссуду в размере 25 миллиардов рублей (572 миллионов евро). Находящийся на пороге банкротства концерн "ГАЗ" предпринимателя Олега Дерипаски, о котором говорили, что он вместе с канадским производителем автокомплектующих Magna собирается купить концерн Opel, должен получить государственные гарантии, а также ожидает государственных заказов и возврата налогов. Производителю грузовых автомобилей "Камаз" и компании Sollers, выпускающей машины марки УАЗ и модели Fiat, Isuzu и Ssang Yong, также была обещана государственная помощь.

Некоторые - хотя и не столь выразительные - цифры пока еще указывают на то, что российские производители удерживают свою долю рынка. Сохранится ли эта тенденция - вопрос более чем спорный; для этого модели традиционных российских марок слишком устарели и слишком неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными производителями. Поэтому для международных автомобильных концернов Россия по-прежнему остается перспективным рынком, где еще можно достичь такого роста продаж, который немыслим на перенасыщенных рынках Западной Европы и Соединенных Штатов.

____________________________________________________________

Кризис добрался до уральского промышленного центра Ижевска, где готовится к закрытию автомобильный завод ("Le Monde", Франция)

Несмотря на мировой кризис, иностранные автопроизводители стекаются в Россию ("Christian Science Monitor", США)

Обсудить публикацию на форуме