Правительство В.Домбровскиса обязалось обеспечить качественное, доступное и ресурсоэффективное развитие образования и науки, способствующее долгосрочной конкурентоспособности государства. . . Президент ЛР Валдис Затлерс публично утверждал, что единственный и неисчерпаемый ресурс Латвии, на котором должно основываться развитие государства, - интеллект народа. . . Хорошие и правильные слова, но, как это зачастую у нас бывает, правящие говорят одно, думают другое, а делают третье.
Кризис кризисом, но ведь и ежу понятно, что без развития образования и науки, как и без развития промышленности и сельского хозяйства, выход Латвии из кризиса невозможен. Думает ли наше правительство о развитии образования, детях, учителях? Думает, но с точностью до наоборот. Оно продолжает тратить десятки миллионов на строительство 'Замка света', продолжает много говорить и мало делать по сокращению многочисленных министерств, советов, агентств, на содержание которых и сегодня уходят сотни миллионов латов...
А что же с образованием? Сокращение бюджета образования и науки в 2009 году ужасает - приблизительно 100 000 000 латов! Предусмотренное финансирование оплаты труда дошкольных педагогов сокращено на 22 900 000 латов; планируемое финансирование заработка учителей общеобразовательных школ уменьшено на 24 200 000 латов (планируемое повышение зарплаты с 1 сентября на 70 латов - 15 миллионов, доплата за качество - 9,2 миллиона). Фонд оплаты труда педагогов системы профтехобразования снижен на 15 процентов. И в ДДУ, и в школах, и в ПТУ все расходы снижены еще на 10 процентов якобы для создания резервного фонда отрасли. У всех государственных и самоуправленческих образовательных учреждений на 25 процентов снижено финансирование на закупку товаров (книги, канцелярские принадлежности и др.) и услуг (вода, тепло, электричество и др.).
Как это все сочетается со словами Затлерса и Декларацией премьера Домбровскиса? Да никак не сочетается. Да и соответствует ли закону о труде? Ведь зарплаты-то педагогам снижают без всякого предупреждения. 'Подписано - и с плеч долой'. Закон - что дышло, куда повернул, туда и вышло.
'Тучные' годы, которые обещал нам Айгар Калвитис, мало коснулись образования и науки. При всех надбавках к зарплате учителей их зарплата так и не достигла средней в таких отраслях, как железнодорожный транспорт, авиация, кораблестроение, строительство...
Все учителя Латвии имеют высшее образование, многие за свой счет закончили магистратуру и различные курсы повышения квалификации, но зарплата их даже до снижения была мизерной, унизительной по сравнению с чиновничьей. А ведь с детьми нужно работать так же, как со взрослыми, только намного лучше! Да и ответственность за жизнь и здоровье детей ничуть не меньше, чем, например, у начальника почты.
Мы с полной ответственностью заявляем, что существующее положение с финансированием угрожает самому существованию системы образования и науки Латвии. Столь драматичного сокращения финансирования образования, даже в условиях всеобщего кризиса, не произошло ни в одном государстве Евросоюза. Опять мы по своему головотяпству и безответственности впереди планеты всей. Именно такая близорукая политика парализует конкурентоспособность Латвии в окружающем мире на многие десятки лет.
В правительственном закулисье зреют планы сократить финансирование образования еще на 46 200 000 латов. Этого допустить нельзя. Нельзя сокращать зарплаты учителям. Нельзя закрывать сельские школы с малой наполняемостью учащимися; ведь никто не подсчитал, сколько детей останется за порогом школы, сколько средств уйдет на ремонт автобусов, зарплату водителей, горюче-смазочные материалы; сколько - на отопление и охрану пустующих зданий. Может, потеряем больше, чем найдем?
Что нужно? Во-первых, изменить систему управления. Сегодня МОН якобы разрабатывает политику образования, а многочисленные агентства якобы ее внедряют. И первую, и вторую функцию должен осуществлять МОН. Только на этом можно сэкономить сотни тысяч латов, и, смеем вас заверить, качество образования наших детей и внуков от этого нововведения ни в коем разе не ухудшится.
Во-вторых, нужно тщательнее продумать модель финансирования 'деньги следуют за учеником'. Говорят об этом десятилетиями, 'а воз и ныне там'.
В-третьих, зарплату дошкольным педагогам необходимо платить из бюджета государства. Ни в коем разе нельзя их переводить ни в какие няни. Все они за свой счет получили высшее педагогическое образование...
В-четвертых, стратегия образования должна обеспечить соответствующие качественные знания каждому ребенку - специальная школа, общеобразовательная школа, профтехучилище - и как можно ближе к постоянному месту жительства детей. Всем школам необходимы материально-финансовое обеспечение и методическая помощь, а также деньги на работу кружков и студий.
В-пятых, необходимо повышать конкурентоспособность вузов Латвии; поощрять сотрудничество высших учебных заведений, науки и предпринимателей. Разрешить и в госуниверситетах преподавать и на русском языке, что привлечет студентов из стран СНГ, а также их деньги.
В-шестых, государство должно обеспечить достойное финансирование науки, ее инфраструктуры, зарплаты ученым. Нельзя допустить отъезда перспективных ученых за рубеж.
В-седьмых, эффективно использовать средства еврофондов именно на образование и науку, а не на евроремонты, еврокомандировки и еврозарплаты чиновникам.
Если президент, премьер, министр образования, депутаты правящих партий не выполнят вышеизложенную программу-минимум, то Латвия останется без будущего. Тогда нас ждет еще большее горе и беда, чем те, что постигли нас сейчас. Ведь то, что мы сегодня имеем, не только результат глобального кризиса, многое - местного производства.
_____________________
Латвии нужен план Маршалла ("Вести Сегодня", Латвия)
Балтийский тигр стал мокрой кошкой ("Суббота", Латвия)