Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восточная напряженность отразилась на тексте декларации саммита ЕС

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Принятые в последний момент поправки к декларации саммита Восточного партнерства демонстрируют обеспокоенность ЕС вопросами расширения и иммиграции, а также осложнениями, связанными с застарелыми конфликтами на восточной границе союза.

Принятые в последний момент поправки к декларации саммита Восточного партнерства демонстрируют обеспокоенность ЕС вопросами расширения и иммиграции, а также осложнениями, связанными с застарелыми конфликтами на восточной границе союза.

В тексте, составленном председательствующей в ЕС Чехией 29 апреля, 27 государств ЕС плюс Украина, Беларусь, Молдова, Армения, Азербайджан и Грузия названы 'европейскими странами'. В нем также говорится о 'либерализации визового режима'.

В последней версии документа, одобренной дипломатами ЕС в Брюсселе в среду (6 мая) эти шесть государств названы уже 'восточноевропейскими партнерами' и 'странами-партнерами'. Добавлено, что либерализация визового режима - это 'долгосрочная цель'.

Изменения были приняты под давлением Германии и Нидерландов, по мнению которых упоминание о 'европейских странах' может быть воспринято как намек на грядущее расширение. Новые формулировки, касающиеся виз, очень далеки от более ранних чешских предложений, когда речь шла о 'передвижении без виз'.

Поправки могут показаться несущественными, но они влекут за собой серьезные последствия. Польские и украинские чиновники опасаются, что новая номенклатура стран на ближайшие два года похоронит мечты Украины об обретении 'европейской перспективы'.

При таких формулировках свободный въезд в ЕС может быть разрешен в будущем только привилегированному меньшинству - например, дипломатам и бизнесменам, в то время, как простым гражданам придется прилагать большие усилия для того, чтобы, скажем, встретиться с другом в Мадриде или построить себе лучшую жизнь в Лондоне.

Между тем, Грузии и Азербайджану не удалось добиться принятия пункта о том, что все 33 страны будут уважать 'территориальную целостность' друг друга.

В новой версии документа говорится о соблюдении 'принципов и норм международного права' - такая обтекаемая фраза может позволить Беларуси признать мятежные грузинские провинции Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, что закрепит военную оккупацию Грузии Россией.

Также и Армения смогла бы продолжать оказывать военную поддержку отколовшемуся от Азербайджана Нагорному Карабаху, ограничивая Европейскому Союзу варианты выбора при строительстве новых газопроводов на Южном Кавказе.

Бархатная эволюция

Но, несмотря на все огорчения, - в среду вечером президент Франции Николя Саркози не подтвердил, что в четверг он прибудет на пражскую встречу - событие, знаменующие собой победу посткоммунистических государств ЕС, стремящихся приблизить свободу ЕС к границам России.

Идея Восточного партнерства зародилась в ходе неформальных переговоров между правительствами единомышленников в середине 2007 г. в Таллине. По стандартам ЕС, разработка этой идеи - от рабочих документов Европейской комиссии до соглашений 2008 г. о саммите - шла быстро.

Если все пойдет хорошо, то политические элиты шести государств смогут в ближайшие годы наладить новое партнерство с коллегами из ЕС посредством многочисленных встреч. Соглашения о свободной торговле упростят движение денежных потоков. И разделительные линии, возникшие в Европе после окончания 'холодной войны', плавно исчезнут.

'Саммит - лишь начало этой инициативы, - заявил один чешский дипломат. - Москва довольно отрицательно относится к Восточному партнерству. Но, откровенно говоря, это проблема России. Они видят мир через призму игры с нулевой суммой. А мы - нет'.

Цена - сердца и умы

Однако, отделаться от российской 'проблемы' может быть непросто. Чрезвычайные ситуации, связанные с Россией, - такие, как война в Грузии и газовый кризис на Украине - уже трансформируют регион быстрее, чем любая политика ЕС.

Визовая стена ЕС, его скудная помощь в условиях рецессии и отсутствие видимых проектов (таких, как строительство дорог за счет ЕС) - ценой всего этого являются сердца и умы людей. По данным Европейского совета по международным отношениям (ECFR), интеграции с Россией хотят 42 процента украинцев, а с ЕС - всего 34 процента.

'Восточное партнерство - это шаг вперед. Но все же это решение типично для ЕС, так как представляет собой долгосрочный технократический инструмент для региона со множеством краткосрочных кризисов', - говорит научный сотрудник ECFR Эндрю Уилсон (Andrew Wilson).

Обсудить публикацию на форуме

__________________________________________________________

Восточное партнерство - заранее проигранная битва? ("Postimees", Эстония)

Восточная дипломатия - серьезный и кропотливый труд ("The Financial Times", Великобритания)