Шведско-польская инициатива "Восточное партнерство" была принята для того, чтобы усилить продвижение многосторонней Европейской политики соседства в восточном направлении. Комиссия по этой инициативе говорит о том, что она "отличается" от похожих региональных инициатив, поскольку в ней "больше внимания уделяется интеграции с европейским законодательством и европейскими нормами, а следовательно - она действует на основе принципа "большее для большего"". Но достаточно парадоксально выглядит то, что в декларациях саммита ЕС "взаимные интересы и обязательства" ставятся впереди "ценностей".
Ни одна из шести стран, включенных в "Восточное партнерство" - а это Грузия, Украина, Армения, Азербайджан, Белоруссия и Молдавия - не отличается особыми достижениями в области демократии и прав человека. В то же время, все они очень тесно связаны с усиливающейся Россией, которая теряет интерес к этим двум сферам. Грузия и Украина, претендовавшие на членство в ЕС и НАТО, столкнулись с мощной российской угрозой, которая стала очевидна во время российско-грузинской войны и украинского газового кризиса. Россия откровенно продемонстрировала свое неприятие "Восточного партнерства", обвинив ЕС в создании новой "сферы влияния".
Почти все эти страны, похоже, следуют российской модели "управляемой демократии", вместо того, чтобы после периода 90-х годов добиваться соответствия законам и нормам ЕС. Почти ни в одной из этих стран не было свободных и честных выборов, и за последние годы там накопилась масса случаев нарушений прав человека. На политической сцене государств, включенных в "Восточное партнерство", отсутствует тот динамизм, который просто необходим для либеральной демократии.
После грузино-российской войны ослабло доверие народа Грузии к проамериканскому президенту Михаилу Саакашвили. Его считают не только слишком далеко зашедшим "безумцем", который поставил под угрозу будущее своей страны, но и неспособным политиком, отяготившим государство двумя неразрешенными конфликтами - югоосетинским и абхазским. Недовольные властью люди выходят на улицы, и сегодня в Грузии весьма неспокойно.
Подтасовки на выборах, запугивания и отсутствие независимых средств массовой информации - это характерные черты политической действительности в Молдавии. В апреле 2009 года вновь была избрана авторитарная власть во главе с коммунистами. Демонстрации в знак протеста против результатов голосования привели к гибели людей и массовым арестам. Эти протесты показали, что у некоторых восточных соседей оппозиция еще жива. Но в других странах обстановка вызывает тревогу.
На Украине большая часть населения убеждена в том, что протесты не имеют никакого смысла, поскольку политический хаос стал нормой жизни в этой стране, и ни один из политиков не оправдывает чаяния людей. Кто на предстоящих выборах сменит Юлию Тимошенко - Виктор Ющенко или Арсений Яценюк (так в тексте - прим. перев.), совершенно не волнует украинских избирателей, которые считают, что абсолютно все политики одинаковы.
Александра Лукашенко, который правит Белоруссией на протяжении последних 14 лет, пригласили в Прагу, несмотря на его репутацию "последнего диктатора Европы". Похоже, лидеры Евросоюза забыли об отсутствии в этой стране демократии, о контроле правящей партии над средствами массовой информации, о затыкании ртов оппозиции и о многочисленных случаях лишения людей свободы, что даже привело к введению санкций против Белоруссии. В прошлом году даже ослабление этих санкций было подвергнуто острой критике. Белорусские выборы не были ни свободными, ни честными, а в сфере демократии в Белоруссии не отмечено никаких "положительных сдвигов". Выступая в апреле на конференции в Европарламенте, белорусский представитель в ЕС откровенно заявил: "Евросоюз должен быть заинтересован в том, чтобы Белоруссия была на его стороне". Такой прагматический подход не просто проливает свет на скептическое отношение Минска к "Восточному партнерству", но и показывает, что Белоруссия не намерена выстраивать свою политику в соответствии с принципами ЕС, и что она будет и впредь считать Россию "своим единственным настоящим партнером".
В Азербайджане в результате референдума недавно было отменено положение конституции, запрещающее одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд. Это изменение не встретило серьезного противодействия, что вызывает еще большую тревогу. Таким образом, Ильхам Алиев после выборов 2013 года сможет стать президентом третьего срока. Тирания семьи Алиевых, которая длится с 1993 года, задушила либеральную и демократическую власть. Фальсификации на выборах, кумовство, жесткий контроль над СМИ, отсутствие прозрачности, силовое вмешательство полиции и расплывчатое соединение государственных и частных интересов стали в этой стране нормой. Можно сказать, что даже в африканских странах существует лучшее разделение таких сфер и более легкий доступ к власти.
Какова же реакция Евросоюза на такое развитие ситуации? Похоже, Дмитрий Медведев запугал большинство европейских стран своими последними заявлениями о том, что "Газпром" может заключить с Азербайджаном соглашение о покупке его газа, который будет добываться в перспективе. Но такие страхи не должны служить оправданием для политического бездействия. ЕС не может по-прежнему игнорировать ход развития событий в этих государствах, которые, вне всякого сомнения, являются антидемократическими. А главная цель расширения в восточном направлении заключалась в превращении бывших стран коммунистического блока в хорошо функционирующие демократические государства с рыночной экономикой.
Является ли шестерка стран "Восточного партнерства" исключением из этого правила?
Политические и экономические связи между этой шестеркой и Россией достаточно сильны, чтобы сохранить существующее положение вещей. Но следует иметь в виду, что именно этот "статус-кво", а не проблемы энергетики представляет наибольшую угрозу для ЕС, поскольку он задевает сами основы Евросоюза. Устранение "человеческого фактора" из переговоров с третьими странами чревато огромным риском, поскольку весь проект ЕС может оказаться бесполезным. Евросоюз будет силен до тех пор, пока он придерживается своих принципов, а любой компромисс для удовлетворения частных интересов снижает его авторитет и вес на международной арене. На самом деле, именно его обязательства по продвижению демократии и защите прав человека выделяют Евросоюз как альтернативного партнера на фоне России.
Для достижения ощутимых результатов следует сосредоточить внимание на первопричинах "статус-кво", сложившегося в этих шести странах, на распространении там ценностей ЕС, на укреплении демократии и на взаимодействии с гражданским обществом. Лидеры Евросоюза должны подталкивать их к переменам, а не соглашаться с существующими реальностями, которые совершенно не соответствуют его принципам и ценностям. Очень важно как-то реализовать прагматическую заинтересованность ЕС в данном регионе, но нельзя делать это в ущерб правам и свободам народов этих стран. ЕС должен проводить последовательную политику защиты мира и либеральных ценностей, а не сотрудничества со всякими диктаторами. Он не должен закрывать глаза на тирании, которые дают гарантии безопасности для инвестиций. Это слишком близорукая стратегия и следовать ей нельзя. Обретение по-настоящему демократических соседей, которые придерживаются либеральных ценностей, послужит долговременным интересам ЕС. Если Евросоюз решит проигнорировать изначальный набор целей для "Восточного партнерства", в итоге он получит не "большее для большего", а "большее для меньшего".
Елиз Хачиосман-оглы - парламентский помощник депутата Европарламента Метина Казака (Metin Kazak), являющегося членом комитета по международным делам Европарламента и членом депутатской группы "Альянс либералов и демократов за Европу".