Как-то один высокопоставленный израильский чиновник заметил в разговоре со мной: 'На Ближнем Востоке реалист - это тот, кто верит в чудо'. Что ж, трудно осуждать тех, кто считает, что именно чудо понадобится для успеха плана короля Иордании Абдаллы по всеобъемлющему мирному урегулированию между Израилем и арабами уже в этом году.
На сегодняшний день ситуация оптимизма не внушает. В Израиле к власти пришло новое правительство, придерживающееся 'жесткой линии': пока что оно отвергает саму идею урегулирования по принципу 'двух государств'. Если Беньямин Нетаньяху (Binyamin Netanyahu) официально подтвердит подобную позицию, это будет означать фактический отказ от стратегии, которой придерживались все правительства Израиля со времен Ословских соглашений 1993 г.
На деле, если Тель-Авив отвергнет создание палестинского государства, его позиция станет 'зеркальным отражением' подхода ХАМАС, исключающей признание права государства Израиль на существование. Усилия умеренных палестинских кругов во главе с Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas) и ФАТХ будут сорваны, арабские страны отзовут свое согласие на урегулирование по принципу двух государств, и в регионе разразится самый серьезный кризис со времен Войны Судного дня 1973 г.
Таким образом, можно ожидать, что на Ближнем Востоке должно царить уныние, граничащее с отчаяньем. Настроение там и в самом деле мрачное, но люди, хорошо знакомые с ситуацией в регионе, считают, что игра стоит свеч. Это обусловлено двумя причинами.
Во-первых, г-н Нетаньяху - фигура неоднозначная. Я несколько раз встречался с ним и беседовал в неформальной обстановке. Он обычно проявляет сдержанность в обсуждении стратегических вопросов, но Нетаньяху - блестящий тактик. Не сомневаюсь, что перспектива создания палестинского государства ему крайне не по душе, но это не значит, что он никогда не согласится с таким вариантом.
Помните, как Шерлок Холмс объяснял доктору Ватсону: когда все остальные альтернативы исключены, тот вариант, что остается, каким бы неприятным он ни казался, следует признать единственно верным. Какое-то время тому назад сторонники 'жесткой линии', будь то Ариэль Шарон (Ariel Sharon) или Эхуд Ольмерт (Ehud Olmert), осознали, что в долгосрочном плане единственными альтернативами созданию палестинского государства являются постоянная военная оккупация Западного берега и Газы или их включение в состав Израиля. Результатом стало бы создание иудео-мусульманского государства, т.е. полное изменение нынешнего характера страны.
Нетаньяху понимает это не хуже других. Его текущая цель - сохранить единство правой коалиции. Поэтому он отдает предпочтение жесткой риторике. Так, премьер настаивает: чтобы надежды палестинцев могли осуществиться, Иран должен отказаться от угроз в адрес Израиля. Подобные заявления можно расценивать как обструкционистскую тактику, но с другой стороны здесь есть и намек на возможность переговоров. Немаловажен и другой факт, он согласился не проводить полной ревизии политического курса Израиля до встречи с президентом Обамой - она состоится в Вашингтоне на следующей неделе.
Это подводит нас ко второй, и, наверно, главной причине, по которой ближневосточную ситуацию следует признать не столь статичной, как кажется на первый взгляд. В отличие от Джорджа У. Буша, Барак Обама сразу же после вступления в должность вплотную занялся проблемой израильско-палестинского урегулирования. И при этом он проявляет больше доброй воли по отношению к арабским государствам, чем любой американский президент в последние десятилетия.
Он благожелательно настроен по отношению к Израилю, но в своих попытках залечить глубокие раны, нанесенные политикой США на Ближнем Востоке в недавнем прошлом, будет исходить из американских интересов, а не интересов Тель-Авива. Кроме того, Обама несомненно учитывает результаты социологических опросов, стабильно показывающие, что, несмотря на позицию ХАМАС и Нетаньяху, значительное большинство израильтян и палестинцев поддерживает урегулирование по принципу двух государств.
Я имел возможность на собственном опыте ознакомиться с механизмом выработки американской внешней политики - в этом процессе задействованы Белый дом, Госдепартамент, Пентагон, различные аналитические центры и лоббистские группировки. Ее изменение напоминает смену курса, которым идет гигантский супертанкер. Такой разворот требует времени, но когда он произошел, возврата к прежнему курсу ожидать не стоит.
Признаки такого разворота можно усмотреть в недавних заявлениях Джо Байдена (Joe Biden), на которые он наверняка получил все необходимые полномочия от Белого дома. Выступая перед представителями главной произраильской лоббистской структуры в США, - Американо-израильского комитета по общественным делам (American-Israel Public Affairs Committee) - вице-президент отметил: 'Израилю следует работать над урегулированием по принципу двух государств. Вам эти мои слова, конечно, не понравятся, но тем не менее - не стройте новые поселения на палестинских территориях, демонтируйте существующие, и предоставьте палестинцам свободу передвижения'.
Если на следующей неделе в ходе встречи с Нетаньяху Обама подкрепит эти заявления всем весом президентского авторитета, израильский премьер не сможет ответить отказом на его предложения. Столь радикальный разрыв с Соединенными Штатами вряд ли вообще приемлем для Тель-Авива, но в нынешней ситуации он заставит Партию труда во главе с Эхудом Бараком (Ehud Barak) выйти из коалиционного правительства, и вызовет недовольство как у друзей, так и у противников Израиля по всему миру.
Кроме того, в ближайшие месяцы следует ожидать ускоренного развития событий. После встречи с израильским премьер-министром, Обама 4 июня, в ходе визита в Каир, должен выступить с обращением к арабскому миру. Ходят слухи, что уже в июле-августе может состояться мирная конференция с участием всех заинтересованных сторон.
Израиль вероятно - и вполне разумно - будет настаивать на жестких условиях сделки. Если от Тель-Авива хотят эвакуации поселенцев с Западного берега и признания палестинского государства, он вправе требовать заключения мирных договоров с Сирией и Ливаном. Иран, 'Хезболла' и ХАМАС также должны будут признать государство Израиль.
Эта программа, возможно, выглядит слишком амбициозной, но другого способа выйти из заколдованного круга не существует. Любое мирное соглашение должно быть утверждено на референдумах в Израиле и Палестине. Если палестинцы по доброй воле пройдут это испытание, поддержав его проект, держать в узде экстремистов будет гораздо проще.
Кто-то назовет подобное развитие событий крайне маловероятным. Но и то сказать - где же нам ждать чуда, если не на Святой Земле?
Сэр Малкольм Рифкинд занимал посты министра обороны и министра иностранных дел Великобритании с 1992 по 1997 г.
________________________________________________________
Каких результатов сможет достичь новое правительство США в урегулировании палестино-израильского конфликта? ("Жэньминь жибао", Китай)
Другая Россия на Ближнем Востоке ("The American Chronicle", США)