Я бы хотел, чтобы именно эти прогнозы не оправдались, но, как мне представляется, они могут сбыться. Грузия вновь движется к опасной конфронтации, которая может дестабилизировать ситуацию не только в этой стране, но и во всем Кавказском регионе.
Как ожидалось, переговоры между Михаилом Саакашвили и оппозицией провалились, и противники президента Грузии обещают всеобщую мобилизацию, чтобы лишить его президентского кресла.
Грузинский лидер посчитал встречу 'победой демократии' и надеется на 'продолжение диалога', оставляя открытой для оппозиции возможность занимать высокие посты в структурах власти.
Оппозиция отвергает предложения Саакашвили и провозглашает: 'всеобщую мобилизацию'.
'С сегодняшнего дня у нас есть все законные гражданские права, чтобы сделать наши действия еще более острыми, расширив географию нашей борьбы, вовлекая еще большее количество граждан Грузии в этот процесс', - сказал Леван Гачечиладзе, один из лидеров оппозиции, в ходе митинга, который был проведен месяц назад перед зданием парламента.
'Михаил стал полностью виртуальным, живет в виртуальном мире, и поэтому на встрече говорил то, что не имеет ничего общего с реальностью', - сказала Саломе Зурабишвили, бывший министр иностранных дел Грузии и один из лидеров оппозиции.
'Возможно, сегодня наш диалог с Саакашвили закончился раз и навсегда', - заключила она.
Оппозиция обещает блокировать все пути сообщения в стране, изолировав Саакшвили и заставив его уйти в отставку. Но позволит ли президент Грузии развиваться событиям таким образом? Судя по недавней истории этой страны, больше вероятность того, что этот спор перейдет в насильственные столкновения.
Но давайте представим, что оппозиция сможет убрать Саакашвили более или менее мирными способами. А потом что? Четырнадцать или семнадцать нынешних оппозиционных партий начнут готовить новые правила игры, отличные от тех, по которым проходят настоящие свободные и демократические выборы? Или этот порочный круг будет замкнут вечно?
Напомним, что большинство нынешних оппозиционных лидеров являются бывшими 'товарищами Саакашвили по борьбе' и несут совместную ответственность за многие ошибки и даже преступления, в которых обвиняют президента.
Международное сообщество, в частности Соединенные Штаты, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, несет серьезные обязательства в этом кризисе, потому что ее наблюдатели были в Грузии в 2007 году и посчитали выборы, приведшие Саакашвили к власти, 'демократическими' и 'законными', хотя оппозиция говорила о 'массовых фальсификациях'.
А теперь Вашингтон и Брюссель примут результаты 'бунтующих улиц', если они приведут к свержению избранного президента?
Если будет так, то останется лишь увековечить произвол и беззаконие.
Но, с другой стороны, кажется, все труднее сохранять президента Саакашвили у власти и дальше, так что, пожалуй, единственный выход заключается в том, чтобы стороны конфликта назначили досрочные парламентские и президентские выборы в качестве одного из способов мирного урегулирования кризиса. Но на этот раз, международный контроль над голосованием должен быть очень серьезным, так чтобы не повторились события в Кыргызстане, Молдове, Армении и т.д.
Что же до роли России в этом процессе? Кремль будет доволен падением Саакашвили, особенно, если это произойдет в унизительной для него форме. Но он не получит в лице оппозиции легкого партнера для диалога, потому что она также не принимает отделения Абхазии и Южной Осетии от Грузии, сурово критикуя внешнюю политику России на Кавказе.
Если бы только Москва отреклась от своего решения признать независимость двух сепаратистских регионов Грузии, но это в настоящее время немыслимо.
Комментарии читателей
PortugueseMan пишет:
Я бы хотел только добавить несколько своих мыслей
По-моему, Саакашвили уйдет: по-хорошему или по-плохому. В конце концов, подобным же образом он и пришел.
Но меня беспокоит вот что: есть ли повод у военных беспокоиться о его уходе. Ибо военные добились многого с его приходом, благодаря американским капиталовложениям в их армию. В основном на заказах.
Саакашвили в отчаянии может прибегнуть к их помощи, а они вынуждены будут решить, каким образом им лучше действовать, и здесь могут возникнуть мысли как о патриотизме, так и о комфорте денежном/властном.
С другой стороны с его уходом возникает вопрос о том, а что будет с уже сделанными инвестициями?
Многие военные обучались под руководством американцев и даже побывали в Ираке, а это значит, что у них сложились связи. А это подразумевает, что американцы могут использовать эти связи с целью гарантировать Саакашвили настоящую защиту военных.
И если у нас есть разногласия в военной структуре, и если они значительны, страна рискует серьезно. Потому что существует нечто вроде гражданской войны, газопровод должен быть защищен, но для этого потребуется вмешательство инвесторов, а это сложно, поскольку Россия находится рядом.
Грузия действительно является очень опасной точкой на карте, потому что мы присутствуем в месте схождения интересов двух сверхдержав.
Pippo пишет:
Если сверхдержавы проявят хитрость, они придут к соглашению. Возвращаясь на тысячелетия назад, более-менее на ту же территорию, напоминаю вам, что империи римлян и парфян (а потом и Сассаниды) смогли превратить Армению в нейтральную зону (пока они воевали за эту территорию). Цари Армении были из династии Арсасидов (парфян), но соблюдали строгий нейтралитет в региональных вопросах. Со своей стороны римляне и персы избегали влезать на их территорию, чтобы избежать войн в высшей степени гибельных, которые бы уничтожили обе империи (что, в конце концов, и привело к концу двух восточных империй).
Может можно 'нейтрализовать' Грузию, превратив ее в нейтральную зону и для Запада, и для России, кто знает, возможно, это позволит России участвовать в переговорах по нефте- и газопроводам Грузии и сделает эту страну очень важной?
____________________________________________________________
Лоббирование в пользу диктаторов ("The Nation", США)
США должны быть другом как для России, так и для Грузии ("The Washington Post", США)
Сообщение Грузии о военном мятеже вызывает подозрения ("The Washington Times", США)