Вот говорят, что Лукашенко не меняется. Но посмотрите: если некогда он позиционировал себя как 'православного атеиста', то сегодня скорее выглядит - во всяком случае для Москвы - уже неким католическим экуменистом.
Правительственное агентство БЕЛТА обильно цитирует кардинала Тарчизио Бертоне, второго человека в Ватикане. По его свидетельству, Папа Римский приятно впечатлен недавним визитом Александра Лукашенко: 'Ваш президент был очень хорошо подготовлен к встрече, изучив и поняв образ мышления Его Святейшества. Он провел с Папой дискуссии на разные темы, обсудив в том числе проблему отношений между религиозной верой и разумом, между наукой и верой. У них была интересная беседа...'.
В общем, госсекретарь Святого Престола не пожалел бальзама на душу белорусского официального лидера. Но важнее то, что комплименты кардинала де-факто стали для Минска пропагандистским оружием в полемике против Москвы.
Дело в том, что Московский патриархат более чем прохладно оценил одну пламенную идею Лукашенко, вдохновленного прорывом в Европу (еще бы, вчера Старый Свет тотально клеймил его как диктатора!). Речь идет об амбициозном замысле организовать на белорусской земле экуменическую встречу Папы Римского с главой Русской православной церкви. Представители патриархата один за другим не без язвительности замечают, что РПЦ тут обойдется без посредников. И вообще, мол, такое важное концептуальное дело, как межконфессиональный диалог, негоже превращать в политическую конъюнктуру.
Александр Лукашенко настолько обиделся, что отбросил всякую дипломатичность. 'Какая здесь политика? У кого-то в России что-то чешется, как говорил Черномырдин. Так чешите в другом месте!', - с пролетарской прямотой дал он отлуп московским рупорам, выступая на днях в шахтерском городе Солигорске.
Примечательно, что это заявление органично выглядело в ряду других, направленных на отбивание информационных атак Москвы (типа 'слива' о намерении Минска продавать Ирану и Сирии С-300 да 'Искандеры').
Белорусские аналитики видят за такими 'сливами' желание определенных российских сил влить ложку дегтя в почти медовые сегодня отношения Минска с Западом.
Раскаты информационной войны совпали с учредительным саммитом новой программы ЕС 'Восточное партнерство'. Вхождение в нее Беларуси Москва склонна рассматривать как геополитическую измену. А сближение Минска с Ватиканом в глазах представителей российских элит может выглядеть как один из признаков этой коварной измены. Вот почему напряженность в отношениях между Лукашенко и Москвой неожиданно облеклась в религиозную оболочку.
Кто бы мог подумать, что государственные СМИ Беларуси, руководство которой ранее подчеркнуто благоволило к РПЦ, станут так щедро цитировать деятелей Ватикана! Но сегодня подчиненные администрации Лукашенко масс-медиа высказываниями кардинала Бертоне фактически утирают нос Москве: вот, посмотрите, а Папа Римский нашего президента уважает и его экуменическое подвижничество оценивает по достоинству!
К слову, госсекретарь Святого Престола поведал, что уже на мази соглашение между Беларусью и Ватиканом. Пока у белорусского правительства в активе лишь подобный конкордат с православной церковью, заключенный на пике идиллических взаимоотношений. Теперь будет баланс.
Вроде все логично, учитывая, что костел на этих землях имеет многовековые традиции. "Слепой тот, кто не видит реалий... А реалии таковы, что Беларусь по количеству проживающих католиков занимает после Литвы второе место на постсоветском пространстве", - вновь же без экивоков объяснился по этому поводу Лукашенко. Но для Московского патриархата, считающего Беларусь своей канонической территорией, ее сближение с Католической церковью (именно так характеризует процесс кардинал Бертоне) - болезненный удар.
Вообще же в нынешней околорелигиозной полемике между Москвой и Минском явно отражается геополитическая ревность российских элит. Синеокая республика неожиданно стала всматриваться в Европу, смутно угадывая затерянные в глубинах истории духовные связи.
Впрочем, можно посмотреть на процесс и более прагматично: белорусские власти стали искать в Европе опору для суверенитета страны, почувствовали вкус к более сложной и самостоятельной внешнеполитической игре. И это напрягает тех, кто уверовал, что Беларусь для России - во всех смыслах каноническая территория.
______________
Лукашенко разворачивает Белоруссию в западном направлении. Начал с заигрывания с Папой Римским ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Рискованная игра с Лукашенко ("Польское радио для заграницы", Польша)