Воспользовавшись помощью Южной Кореи, Соединенные Штаты поправили свое стратегическое положение в Узбекистане - ну, или что-то вроде того. Эти изменения станут активной поддержкой американским попыткам усилить наступление на военизированные исламские группировки в Афганистане. Они также показывают, что российское влияние в Средней Азии ослабевает.
11 мая президент Узбекистана Ислам Каримов объявил, что грузовой аэропорт в городе Навои уже используется как перевалочный пункт для авиатранспортировки невоенных грузов НАТО для сил коалиции в Афганистане. Это объявление совпало с государственным визитом южнокорейского президента Ли Мен-Бака (Lee Myung-Bak). Южная Корея курирует крупную реконструкцию аэропорта Навои, которая превратит этот объект в транспортный узел мирового класса для грузовых авиаперевозок.
Участие Южной Кореи в этом проекте предоставляет США возможность спасти свой престиж и возобновить американо-узбекское стратегическое сотрудничество, положив конец давним американским демократическим попыткам 'навести мосты' после того, как две страны разошлись в разные стороны из-за последствий бойни 2005 года в Андижане.
Каримов выгнал американские вооруженные силы с авиабазы в Карши-Ханабаде в конце 2005 года в ответ на протесты администрации США по поводу того, как его правительство отреагировало на события в Андижане.
Узбекско-южнокорейское соглашение по аэропорту Навои позволяет Каримову отрицать обвинения Москвы в том, что он заключил сделку с американцами. В то же время, Вашингтон получит то, в чем нуждается - транзитную базу, которая может принять на себя большую часть нагрузки американской базы в Кыргызстане, которая будет закрыта этим летом.
Во время совместной пресс-конференции Каримов и Ли не стали вдаваться в детали того, как афганские снабженческие операции будут управляться в Навои. Южнокорейские подрядчики занимаются деятельностью, связанной с улучшение инфраструктуры аэропорта. Но какое юридическое лицо будет заниматься логистикой связанной с реальными транзитными рейсами остается неясным. Объект управляется компанией Korean Air, но кажется логичным предположить, что американские и/или европейские военные также будут принимать какое-то участие.
Каримов и Ли сделали все возможное, чтобы преподнести объявление о новой судьбе аэропорта с точки зрения экономической, а не стратегической безопасности. Улучшение торговых связей было центральной темой визита Ли, и он подчеркнул, что модернизация аэропорта Навои станет ключевым компонентом по созданию 'нового шелкового пути', связывающего Восточную Азию и Западную Европу. Все это может оказаться верно в будущем, но в ближайшей перспективе аэропорт будет играть жизненно важную роль в попытках коалиции стабилизировать ситуацию в Афганистане.
Представительница посольства США в Ташкенте настаивала в интервью с EurasiaNet, что транзитное соглашение абсолютно коммерческое по своей природе. Эта договоренность может оказаться настоящим 'золотым дном' для узбекского правительства (через участие государственных предприятий, как, например, 'Узбекские авиалинии') и для материнской компании Korean Air Hanjin Group.
Хотя сделка и была для видимости заключена с участием узбекских и южнокорейских чиновников и топ-менеджеров, вооруженные силы США, похоже, поучаствовали в ее создании. Согласно документу, полученному по Закону США о свободном доступе к информации, в конце 2008 года Объединенное командование стратегических перебросок ВС США (USTRANSCOM) провело 'рыночное исследование' транзитных решений, связанных с открытием северной системы поставок в Узмекистан. Документ, подготовленный для этого исследования рынка компанией Korean Air, похоже, предлагает параметры соглашения по базе в Навои. Документ от Korean Air утверждает, что транзитный узел Навои может предложить 'интегрированное решение, основанное на коммерческих принципах, которое отвечает требованиям вооруженных сил США по поводу транспортировки в Афганистан'.
"Интермодальные возможности предлагают комбинацию воздушной и наземной транспортировки через транзитный узел в Навои, - также написано в документе. - Все поставки по воздуху, попадающие в аэропорт Навои, будут перемещены на грузовики или в железнодорожные вагоны для наземной транспортировки в конечный пункт назначения.'
В документе указано, что компания Korean Air может транспортировать грузы как из Европы, так и из США. Грузы, перевозимые через Тихий океан, будут транспортироваться в самолетах Boeing 747-400, принадлежащих Korean Air. Грузы, перевозимые из северной Европы, будут транспортироваться из Навои в Афганистан на самолетах Airbus 300-600 и Ил-76, принадлежащих 'Узбекским авиалиниям'. Начиная с конца апреля, Узбекистан, как стало известно, арендует самолеты Airbus 300-600 у Korean Air.
В своем предложении авиакомпания Korean Air утверждала, что может перевезти невоенные грузы из Европы в южноафганский городо Кандагар за 12 часов, а с восточного побережья США на авиабазу Баграм в Афганистане за 25,5 часов.
Охрана в Узбекистане может быть предложена 'местными службами безопасности, работающими по контракту'. В Афганистане будут наняты 'международная частная военная компания и/или местная служба безопасности', также сообщал документ. Для перевозки грузов по Афганистану корейская компания предложила 'эксклюзивные автомобильные перевозки грузов, производимые совместным предприятием компании Hanjin и ее узбекского партнера'.
Согласно сообщениям узбекской прессы, грузовые объекты аэропорта Навои будут модернизированы, чтобы обрабатывать до 300 тон грузов в день. Модернизация проходит в рамках программы стоимостью 83,4 миллиона долларов, финансирующейся Фондом реконструкции и развития Узбекистана и национальной авиакомпанией. Кроме того, президент Ли объявил 11 мая, что его правительство выдаст кредитную линию на 200 миллионов долларов корейским компаниям, работающим над модернизацией Навои.
Андрей Грозин, директор Отдела Средней Азии Института СНГ в Москве, предположил, что Навои способен сделать киргизскую базу Манас недалеко от Бишкека ненужной. 'Его инфраструктура более-менее развита, - говорит Грозин об аэропорте Навои. - Конечно, [сейчас] это не Манас или ташкентский аэропорт, но он может им стать, если инвестировать время и деньги.' Грозин оценил стоимость необходимых изменений в Навои в 200 миллионов долларов.
Структура соглашения по Навои и то, как оно оформлено, оставляет Кремль в дипломатическом тупике, и, таким образом, его можно считать ловким ходом американского Госдепартамента. В последние годы одной из главных геополитических целей Москвы было покончить с американским военным присутствием в регионе, и ей удалось добиться в этом направлении определенных успехов с помощью соглашения о финансовой помощи в обмен на выселение, достигнутого с киргизскими лидерами в начале 2009 года.
В то же время Россия дипломатически поддерживает по-прежнему развивающуюся северную систему поставок для военных действий против движения 'Талибан' в Афганистане. Таким образом, формально у Москвы нет никаких причин для жалоб по поводу Навои, так как номинально американцы не будут управлять базой, даже если они и будут распоряжаться издалека.
Соглашение по аэропорту Навои, похоже, превращает программу помощи стоимостью в 2,15 миллиарда долларов, предложенную Кремлем президенту Кыргызстана Курманбеку Бакиеву, в зря потраченные (с российской точки зрения) деньги. Региональные аналитики уверены, что основной мотивацией России предложить эту помощь Бишкеку, было желание выгнать американцев из Манаса, который на тот момент был единственным объектом в Средней Азии, где располагались американские вооруженные силы.
Россия уже перевела примерно 450 миллионов долларов наличными и в кредитах в Кыргызстан. Будет интересно посмотреть, осуществит ли Москва свое обещание стоимостью 1,7 миллиарда долларов завершить постройку киргизских гидроэлектростанций. По иронии, похоже, именно жесткая оппозиция Каримова российско-киргизскому сотрудничеству по строительству ГЭС и помогла заставить узбекского лидера возобновить сотрудничество с Соединенными Штатами с помощью южнокорейских связей.
'Эти шаги сделаны в интересах Узбекистана, [потому что] они улучшают политический статус [Ташкента] и усиливают потенциал партнерских отношений с США и НАТО,' - говорит Грозин.
Дейдре Тайнан живет и работает в Ташкенте