1990-е годы стали десятилетием бума для западных энергетических компаний, получивших доступ к каспийским нефти и газу. Было построено три важных нефтепровода - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), нефтепровод Баку-Супса до берегов Черного моря и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан до Средиземного моря - а также газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, идущий в Турцию.
Как все изменилось с тех пор! Сегодня целый ряд факторов превращают предложенные газопроводы в западном направлении в мечты о евразийских трубах. Соединенные Штаты заняты в других местах - в Ираке, Иране, Афганистане, Пакистане и арабско-израильском дипломатичском болоте - а администрация Обамы пропагандирует переход на альтернативные источники энергии. Европейская энергетическая политика брошена на произвол судьбы.
Кроме того, существуют мощные экономические факторы, препятствующие многомиллиардным инвестициям, необходимым, чтобы доставить каспийские энергоресурсы на рынок: нефть по цене 50 долларов за баррель гораздо менее привлекательна, чем нефть по цене 75 долларов за баррель; глобальный экономический спад и кредитный кризис сильно снизили объемы доступного финансирования; европейские энергетические нужды снижаются; и на рынке нет сильной частной западной компании, готовой бороться за эти проекты.
Тем временем, Россия трудится, не покладая рук, чтобы скупить энергоресурсы из Азербайджана и Туркменистана, в то время как Китай покупает нефтяные компании в Казахстане как горячие пирожки и вкладывает в развитие туркменских газовых месторождений.
Многочисленные трубопроводы, идущие из региона Каспийского моря и Средней Азии, подобно тем, что прокачивают туркменский газ и казахскую нефть в Китай, или трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, идущему до Средиземного моря, увеличили возможности экспортеров энергии торговаться с покупателями.
На энергетическом рынке Китай превратился в голодную гориллу весом 800 фунтов. Планируемое строительство нефте- и газопроводов, идущих из российской Восточной Сибири в Китай, может уменьшить доступность ресурсов для Запада и перенести экономический центр тяжести в Евразии дальше на восток.
Кроме того, Россия и сама превратилась в более выгодного клиента для среднеазиатских и каспийских энергоресурсов. Одной из причин для постройки трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум было тот факт, что Россия ужасно недоплачивала за поставки, которые она затем экспортировала в Европу. Сегодня, российская газовая монополия 'Газпром' платит цены с надбавкой и хвалится избытком трубопроводов, поэтому для контролируемых Западом трубопроводов остается все меньше газа.
Несмотря на экономический спад, Россия продолжает развивать проекты 'Голубой поток' и 'Южный поток', которые должны пройти по дну Черного моря в Турцию и Болгарию, чтобы сохранить за собой долю рынка. 'Газпром' усиливает свое влияние в Анкаре на самом высоком уровне.
Немало игнорируемая роль Турции в процессе евразийского энергетического транзита является, тем не менее, чрезвычайно важной. Турецкая непреклонность задержала развитие оффшорного газового проекта Шах-Дениз и уменьшила масштаб этого проекта.
Анкара также выставила устрашающие условия для строительства предполагаемого газопровода Nabucco из Турции в Европу, который должен стать альтернативой российским поставкам газа. Турция требует, чтобы проект был связан со вступлением страны в Европейский союз, хочет получать большие объемы азербайджанского газа для вторичного экспорта и использовать газопровод для прокачки российского и иранского газа.
Несмотря на все эти факторы, Соединенные Штаты и Европа не должны забывать о стратегической важности евразийских трубопроводов. На кону стоит доступ к энергетической сокровищнице ценой до 4 триллионов долларов, в то время как большие месторождения в других регионах подходят к истощению. Трубопроводы также являются важным источником доходов, необходимых для экономического развития независимых государств Средней Азии и Закавказья.
Посол Ричард Морнингстар (Richard Morningstar), новый евразийский энергетический 'царь' Барака Обамы, получил сложную задачу, но в 1990-х годах он успешно продвигал нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и, возможно, ему удастся повторить свой успех.
Соединенные Штаты и Европа должны поощрять Турцию стать транспортным узлом для каспийского, а затем и иранского, газа, способствуя строительству Nabucco. Они должны найти частную энергетическую компанию, которая станет сильным сторонником проекта со стороны частного сектора.
Запад также должен покончить с дипломатическим пренебрежением Туркменистаном и дать крепкое обещание построить транскаспийский газопровод, который свяжется с газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзерум. Администрация Обамы должна быстро назначить посла в Туркменистан - эта позиция остается вакантной вот уже более двух лет - и следует послать президенту Гурбангулы Бердымухаммедову приглашение в Белый дом.
Соединенные Штаты и Европа не должны упустить возможность получить доступную каспийскую энергию и поддержать независимость критически важных постсоветских государств. Несмотря на экономический спад, следует воспользоваться случаем сейчас, прежде, чем Россия и Китай замкнут прикаспийские страны в китайско-российскую 'зону совместного благосостояния'.
Ариэль Коэн является старшим научным сотрудником Фонда Heritage и автором книги 'Казахстан: Дорога к независимости. Энергетическая политика и рождение нации' ('Kazakhstan: The Road to Independence. Energy Policy and the Birth of a Nation.')
____________________________________________________________
Энергетический эгоизм не приводит к энергетическому благополучию ("The Parliament Magazine", Бельгия)
Энергетический флеш-рояль Путина и киевская 'рука мертвеца' ("New Europe", Бельгия)
Уроки газового кризиса ("Les Echos", Франция)