Новая эра гласности, продвигаемая российским президентом Дмитрием Медведевым, бросает свет на некоторые из темных коридоров Кремля. За последнее время Медведев сделал ряд поразительных жестов в сторону общественности и на этой неделе дал понять, что может ослабить политические ограничения, наложенные его предшественником Владимиром Путиным.
Некоторые из мер возвращают нас к концу 1980-х, когда тогдашний президент СССР Михаил Горбачев впервые объявил политику гласности, которая переводится как 'открытость' или 'прозрачность'. Горбачевская политика гласности, наряду с перестройкой экономики и политической системы, возвестила о начале судьбоносного периода изменений и смятения, которые, в конце концов, привели к развалу Советского Союза. Многие из постсоветских прав на свободу были впоследствии отменены во время восьмилетнего правления Путина.
Спустя год после своей инаугурации, суть президентского правления Медведева начинает синхронизироваться с музыкой общественных настроений.
На этой неделе Медведев заявил, что 7-процентный порог, который необходимо преодолеть политическим партиям, чтобы попасть в Государственную Думу, может быть снижен.
Путин ввел этот порог после массовой гибели заложников в Беслане в 2004 году, аргументируя свое решение необходимостью сохранить целостность государства. Решение означало, что только четыре политические партии - ни одна из которых не выступала против Путина - перешли 7-процентный порог во время парламентских выборов в декабре 2007 года.
Как и Горбачев, Медведев является юристом по профессии, и его прошлогоднее обещание избавиться от 'правового нигилизма' больше не выглядит таким пустым.
Федеральные и региональные политики, а также сотрудники органов безопасности, вовлеченные за последние месяцы в различные скандалы, на самом деле привлекаются к ответственности. Во время правления Путина многие скандалы просто заравнивались, а их участники продолжали жить и работать, как ни в чем не бывало, при условии, что они придерживались 'линии партии'.
Например, когда в январе в прессе появились фотографии крушения вертолета в Сибири, на котором правительственные чиновники направлялись на охоту, защитники дикой природы подумали, что Кремль просто замнет происшествие. Но государственные источники информации написали о происшествии, высокопоставленный региональный чиновник подал в отставку, а федеральная прокуратура начала расследование.
Другим примером стал приказ, подписанный Медведевым в прошлом месяце, согласно которому был отправлен в отставку начальник ГУВД Москвы генерал-полковник милиции Владимир Пронин. Пронин дал характеристику 'хороший профессионал' майору милиции, который в пьяном состоянии убил несколько человек в торговом центре в Москве.
В сфере политики, Медведеву предстоит покорить горы, прежде чем российская централизованная и авторитарная система 'суверенной демократии' развалится, как ее коммунистическая предшественница.
Кандидаты от оппозиции заявили, что местные власти фальсифицировали результаты недавних выборов мэра в Сочи, где пройдет Зимняя Олимпиада 2014 года. Кремлевский кандидат Анатолий Пархомов одержал сокрушительную победу. У его соперников было мало возможностей для предвыборной кампании; местное телевидение не разрешало репортажи о предвыборной деятельности и рекламу оппозиционных кандидатов. Семеро кандидатов были дисквалифицированы из-за ошибок при регистрации, но, по крайней мере, либеральному политику Борису Немцову разрешили участвовать в гонке. Во время прошлогодних президентских выборов оппозиционные политики вообще не смогли попасть в предвыборные списки.
В судебной сфере, бывший юрист НК ЮКОС Светлана Бахмина была освобождена досрочно в апреле, после того как молодую мать посадили в тюрьму несколькими годами раньше. На судебном процессе ее бывшего начальника Михаила Ходорковского наблюдатели были поражены, когда в зале заседаний появился противник Кремля Гарри Каспаров и публично раскритиковал обвинителей. Тем не менее, Ходорковскому, видимо, предстоит еще один срок в тюрьме по тем же обвинениям в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, которые были предъявлены ему в 2004 году.
Горбачев разрешил диссиденту-правозащитнику Андрею Сахарову вернуть в Москву из принудительной ссылки в 1986 году. Это решение показало миру, что режим изменился. Для Медведева просто невозможно принять подобное решение, пока Путин продолжает сидеть на его плече в роли всемогущего премьер-министра.
Тем не менее, существуют признаки того, что баланс сил в Кремле, возможно, меняется в пользу либеральной фракции, в то время как власть уходит из рук государственников и приспешников секретных служб. Обвинения по растрате 44 миллионов долларов государственных средств, выдвинутые против замминистра финансов Сергея Сторчака, были прекращены, а само дело рассматривается широкой публикой как политически-мотивированный элемент борьбы за власть между министром финансов Алексеем Кудриным и вице-премьером и председателем совета директоров нефтяного гиганта 'Роснефть' Игорем Сечиным.
Лидер правительственных либералов Кудрин выиграл битву за ключи к бюджетным сундукам страны, отстаивая значительные сокращения бюджета в то время, как Россия меняет свою программу расходов в ситуации снижающихся доходов от продажи нефти. Планы по сокращению бюджетных расходов разошлись с желаниями секретных служб увеличить финансирование ВПК.
При новом режиме немногочисленная российская либеральная пресса и НПО наслаждаются чем-то вроде возрождения. Недавно Медведев дал большое интервью либеральной 'Новой газете', которое стало его первой беседой с журналистом любого российского издания. Еще одной переменой стали регулярные встречи с руководителями российских НПО и правозащитниками. Полнотекстовые расшифровки этих встреч и периодическая критика кремлевской политики публикуются на сайте президента.
Никто не знает, как далеко зайдет эта гласность в облегченном варианте. Может быть, это продлится столько же, сколько и экономический кризис, а может быть закончится, когда учитель Медведева Путин решит, что тот больше не приносит пользы.
Комментарии читателей The Guardian
MartinInEurope пишет:
Нет ничего удивительного в том, что перемены на западе находят свое отражение в изменении отношения на востоке. За последнее десятилетие было сделано множество усилий, чтобы ослабить позицию России, но теперь, похоже, это меняется, в то время, как более ответственные политики приходят к власти - и значительные изменения в США являются очень важным фактором всех этих изменений.
Pilau пишет
Оказывается, в России все-таки есть хорошие парни, и не все они являются членами демократического подполья или комментаторами в стиле Huffington Post.
Хорошо, что это так. Я всегда это подозревал.
Я согласен с MartinInEurope - внешнее давление, нетерпимость и милитаризация у границ России только помогут сторонникам жесткого курса и антидемократическим силам в России.
Было бы здорово обнаружить какое-нибудь совпадение по открытости в Европе - например, узнать по чьему приказу учения НАТО проводятся в стране-агрессоре Грузии в то время, как большинство грузин выступает против кровавого диктатора Саакашвили, ответственного за гибель людей в стране и за ее пределами.
RichieTull пишет:
Совсем непохоже на гипотезу Люка Хардинга о том, что г-н Медведев - полная фальшивка. Возможно, истина где-то посередине?
Banner пишет:
Тот факт, что спустя год после "избрания" Медведева в качестве "наследника" Путина, никто ничего по-прежнему не знает, многое говорит о том простом факте, что сегодня россия управляется так же, как и управлялась почти всегда - под покровом тайны!
__________________________________________________________
Загадочные намерения российского президента ("The New York Times", США)
Экономический кризис подталкивает Медведева к политике гласности? ("The Times", Великобритания)
Горбачев - вышедший из анабиоза политический таракан Запада ("Le Grand Soir", Франция)