"Вы живете в плену иллюзий и оптимизма. Вы выиграете войну только тогда, когда уйдете из Афганистана". Олег Кулаков не верит в новую американскую стратегию. Центр теории применения сил Французской армии (CDEF) в понедельник пригласил полковника российской армии, который провел несколько лет в Афганистане, в Военную школу (École militaire), чтобы он поделился своим опытом с французскими офицерами и сравнил советскую войну против моджахедов с вмешательством союзных сил в войну с талибами.
Когда 25 декабря 1979 года Кремль послал 40-ю советскую армию в Афганистан, никто не думал, что она увязнет там на десять лет и что с российской стороны погибнет 26 000 человек. Технологии подавления восстаний, которые генерал Петрэус (Petraeus) хочет применить в этом регионе, хорошо известны российским офицерам: Красная армия уже опробовала их, с большим или меньшим успехом, в середине 80-х годов. "В 1986 году стало ясно, что невозможно урегулировать эту проблему с помощью силы. Тогда мы изменили тактику и ввели идею национального примирения", - объясняет российский полковник.
"Военное присутствие осложняет осуществление политических решений"
Заточенная на противостояние с силами НАТО в Европе, перегруженная и избыточная, бывшая советская армия долгое время не могла справиться с афганскими боевиками, ведущими партизанскую войну. Ей понадобились годы на то, чтобы адаптироваться к этой тяжелой местности и перехватить инициативу в борьбе с врагом столь же неуловимым, сколь и решительным. "И даже когда мы одерживали тактические победы, нам было очень трудно занимать их территории", - комментирует Кулаков.
По его мнению, Союзные силы должны были бы проанализировать уроки, извлеченные советским генеральным штабом после ухода из Афганистана в феврале 1989 года. "Иностранное военное присутствие в Афганистане осложняет осуществление политических решений", - предупреждает российский офицер. Он напоминает, что советские войска, так же, как сегодня американские, подтолкнули население к переходу в лагерь повстанцев, злоупотребляя грубой силой. Он предупреждает своих французских коллег: "Вы слишком много слушаете советов и комментариев афганцев. У них есть собственные политические планы, которые не зависели от советских задач тогда и не зависят от задач НАТО сегодня...". Кулаков считает, что союзники не более руских преуспели в понимании этой страны. "Нам казалось, что мы сможем стабилизировать регион благодаря социалистической системе. Вы решили, что сможете стабилизировать его благодаря использованию демократической модели. Но в результате лучше не будет", - предрекает он.
В конце 80-х годов появление у повстанцев ракет "Стингер" заставило советские власти оставить свое упорство и убедило Кремль положить конец афганскому кошмару. В Париже и Вашингтоне боятся того дня, когда талибы, в свою очередь, используют ракеты "Стингер" против самолетов и вертолетов союзников... И обдумывают предупреждение эмира Абдуррахман-хана, правителя Афганистана в XIX веке, который говорил: "Завоевать Афганистан нетрудно, трудно его удержать ".
____________________________________________________________
Узбекистан: Каримов дает Вашингтону авиабазу, необходимую для войны в Афганистане ("EurasiaNet", США)
Страсть к теориям заговора ("Le Monde", Франция)
Стратегия для Центральной Азии ("The Washington Times", США)