Было бы некрасиво предположить, что пентагоновские 'шишки' не разбираются в своей работе. Но те, кто не поленился внимательно прочитать расшифровку пресс-конференции, на которой было объявлено об увольнении высокопоставленного американского генерала, могут обнаружить, что с подобным выводом сложно поспорить. 'В некотором смысле мы учимся по ходу действий,' - сказал адмирал Майк Муллен (Mike Mullen), председатель Объединенного комитета начальников штабов.
Публичное 'выбрасывание из окна' генерала Дэйвида Маккирнана (David McKiernan), заслуженного кадрового офицера, принявшего командование в Кабуле менее года назад, было жестоким, и продемонстрировало холодный, бессердечный подход, столь любимый американскими чиновниками. Но, что более важно, это увольнение так и остается без объяснений. 'Мы можем, и мы должны делать лучше: У нас есть новая политика, установленная нашим президентом, новая стратегия, новая миссия: Я считаю, что требуется и новое военное командование,' - заявил министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates).
Но, когда их спросили, какие ошибки допустил Маккирнан, или что его обсуждаемая замена, генерал-лейтенант Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal), может сделать лучше, и Гейтс и Муллен оказались в растерянности - и на словах и в мыслях. 'Ничего не было неверным, не было никаких конкретных проблем,' - сказал Гейтс. 'Я думаю, что нет более важного ингредиента, чем лидерские качества. И, опять-таки, со всеми переменами, сейчас самое время,' - сказал Муллен.
Читая между строк, можно найти много подсказок, которые могут объяснить это решение. Маккирнан много раз просил прислать в Афганистан больше войск. Президент Барак Обама прислал ему 21 тысячу солдат, он хотел еще 10 тысяч. Но Гейтс сопротивляется наращиванию обычных сил. И он, и другие военные бюрократы беспокоятся о сравнениях с Ираком, и вместо этого настаивают на местных решениях 'афганизации' конфликта.
Сегодня в прессе появились ссылки на анонимные источники в Пентагоне и коллег генерала, которые утверждают, что его мышление было слишком традиционным, что Маккирнан пытался (и не смог) выдавить из власти предположительно коррумпированного афганского президента Хамида Карзая (Hamid Karzai), и что, в роли командующего силами НАТО, он был слишком дружелюбен с европейскими союзниками, которых американские военные считают, в большинстве своем, ненадежными. Относительно последнего утверждения можно сказать, что события этой недели являются еще одной ступенью на пути к 'американизации' афганской войны.
Проблема состоит в том, что обвинения против Маккирнана не выдерживают критики. Давая брифинг для прессы прошлой осенью, вскоре после своего назначения, Маккирнан озвучил ясную, хорошо продуманную и политически искусную стратегию. Требовалось ввести в страну больше войск, особенно на юге, так как этот фронт пострадал из-за многих лет пренебрежения из-за войны в Ираке. Но военные подкрепления были не единственным ответом, предлагаемым генералом.
'Мы можем выиграть все тактические битвы, но это не означает, что мы победим. Чтобы победить, нам нужно выиграть битву идей, - сказал он. - Мы должны определить победу в терминах, важных для афганцев: улучшенная безопасность, уменьшение потерь среди гражданского населения, заслуживающее доверия правительство, экономический и социальный прогресс.'
Маккирнан говорил о необходимости увеличить численность афганской армии, помочь созданию более уважаемой полиции, вырвать с корнем иностранных джихадистов и экстремистов 'Талибана'. Он призывал искать региональные решения с помощью принципа 'снизу вверх'. 'Большинство афганцев не хотят повторного появления 'Талибана'. Но нам нужны усиленные обязательства от международного сообщества: Решение проблемы Афганистана не будет военным. Международные силы содействия безопасности не обнаружат в один прекрасный момент, что в стране больше не осталось плохих людей. Это будет политическое решение,' - сказал генерал.
Этот подход является отражением афганской политики Обамы с той разницей, что Маккирнан продвигал его за шесть месяцев до того, как это начал делать Обама. Поэтому остается вопрос: почему его уволили?
Одним из ответов, возможно, является личность генерала Дэйвида Петреуса (David Petraeus), главы Объединенного центрального командования ВС США и героя иракской войны. Петреус был мрачной фигурой, отсутствовавшей в комнате в то время, когда Гейтс и Муллен размахивали ножом. Он был подчиненным Маккирнана в Ираке, а теперь он его вышестоящий начальник. Говорят, что эти двое не очень дружны. Предположительно, Маккирнан слишком долго собирался принять на вооружение противоповстанческие приемы, столь любимые Петреусом, такие, например, как кооптирование местных племен (как это было сделано в Ираке). В отличие от Маккирнана, Маккристал является экспертом по спецоперациям и имеет репутацию человека, способного загонять 'высокоценные' вражеские цели.
Но личные и тактические разногласия - это не вся история. Озабоченность Гейтса и Муллена срочной необходимостью улучшить ситуацию в Афганистане отражает то давление, которое они испытают со стороны Белого дома, получившего в наследство войну, в которой он не хочет участвовать, и в возможности выиграть которую он не уверен. В прошлом году Маккирнан предупредил, что удовлетворительного исхода можно добиться не раньше, чем через 10, а то и 14 лет. Для его политических боссов это - слишком долгий срок.
Изменения в командном составе усиливают ощущение, что Обама отказывается от долгосрочных целей по строительству нации и ищет в Афганистане быстрых, минималистичных результатов, чьей основной задачей является сдерживание и сокращение мятежей. Его помощники не хотят, чтобы война продолжалась, когда он пойдет на второй срок в 2012 году. А пентагоновские 'шишки' все больше приходят к уверенности, что реальная битва против терроризма происходит по соседству, в племенных районах Пакистана.
Как заметил на этой неделе военный эксперт Макс Хейстингс (Max Hastings), Пакистан более важен. Афганистан превращался во второстепенное событие, он был 'неправильной' войной. Теперь Маккирнана уволили по неправильным причинам.
____________________________________________________________
Русский полковник, ветеран Кабула, критикует стратегию НАТО ("Le Figaro", Франция)
Узбекистан: Каримов дает Вашингтону авиабазу, необходимую для войны в Афганистане ("EurasiaNet", США)
Страсть к теориям заговора ("Le Monde", Франция)
Стратегия для Центральной Азии ("The Washington Times", США)