Уволив генерала Дэйвида Маккирнана (David McKiernan), главнокомандующего войсками США и НАТО в Афганистане, и заменив его на генерал-лейтенанта Стэнли Маккристала (Stanley McChrystal), бывшего главнокомандующего объединенных войск специального назначения, президент Барак Обама решительно склонил чашу весов в пользу тактики противоповстанческих операций, в то время как уровень насилия в стране вырос до самого высокого уровня с момента начала войны в 2001 году.
Вооруженные силы под командованием Маккристала считаются ответственными за нахождение и убийство главы 'Аль-Каиды' Абу Мусаба аль-Заркави (Abu Musab al-Zarqawi), которое произошло в Ираке в 2006 году. Министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) не мог бы сказать лучше: военные действия в Афганистане нуждаются в 'свежем взгляде' и 'свежем суждении', а это требует изменений в руководстве. США хотят отойти от более традиционного подхода, принятого Маккирнаном, у которого также возник конфликт с Гейтсом, когда генерал потребовал еще 10 000 солдат, помимо уже присланных.
Повышение военачальника на основании его успехов в Ираке и переброска его в Афганистан указывают на то, что администрация Обамы хотя бы частично основывает свою новую афганскую стратегию на радужном иракском сценарии. Но, поступая таким образом, Обама, возможно, повторяет ошибку своего предшественника Джорджа Буша.
Обещание Обамы сократить численность американских войск в Ираке и почти вдвое увеличить военное присутствие США в Афганистане во многом зависит от одного ключевого, но хрупкого предположения: когда США покинут Ирак, он станет им безопасным и дружелюбным союзником. Это та же разновидность излишнего оптимизма, который уже затянул Буша в трясину Месопотамии, где конфликт оказался гораздо более дорогостоящим, длительным и вредным для американской репутации, чем кто-либо предполагал.
Как Обаме напомнили во время его непредвиденного визита в Ирак, произошедшего в начале апреля - буквально через день после того, как серия бомбовых ударов убила в Багдаде 37 человек - напряжение между различными сектами, живущими в Ираке, так и не пошло на убыль. Изнуряющие проблемы, от борьбы за власть после провинциальных выборов до трудностей с улучшением работы служб безопасности и напряженными отношениями между правительством шиитского большинства и племенными вождями суннитов, выступивших против 'Аль-Каиды', продолжают мучить иракское общество, экономическую и политическую сферы.
В конце прошлого года в Ираке установилось относительное спокойствие, что стало результатом резкого роста численности американских войск. Но недавняя серия новых атак разбила надежды на то, что постоянной стабильности можно достичь в ближайшее время. Апрель стал самым смертоносным месяцем за год: за это время погибло 355 иракцев, включая 290 гражданских лиц и 65 солдат и полицейских. Апрель также стал самым кровавым месяцем для американских вооруженных сил с прошлого сентября. В этом месяце погибли 19 военнослужащих. Конечно, эти цифры гораздо ниже, чем те, что регистрировались на пике насилия в 2006 и 2007 годах.
Став президентом, Обама ведет себя очень осторожно, избегая повторять обещания Буша по поводу войны в Ираке. Передача всей власти иракцам также позволяет американцам повесить ответственность за любые беды, которые могут возникнуть, на вздорное правительство в Багдаде.
Если этот сценарий и далек от того строительства нации, которое в свое время продвигалось Бушем, следует помнить о том, что его озвучивают спустя шесть лет, десятки тысяч смертей среди гражданского населения, 4200 смертей военнослужащих коалиции и сотни миллиардов долларов, потраченных на войну.
Генерал Дэйвид Петреус (David Petraeus), архитектор наращивания [военного присутствия] и текущий главнокомандующий Объединенного центрального командования, много раз предупреждал, что недавние достижения в Ираке 'хрупки и обратимы'.
Если эти предупреждения материализуются, в то время как США ослабят свою хватку в Ираке, они могут значительно помешать обещанию Обамы усилить присутствие в Афганистане, который он назвал 'центральным фронтом' борьбы против террора. Учитывая добровольческую структуру американской армии, которая уже несколько лет принимает участие в двух крупных вооруженных конфликтах в разных странах, любое наращивание присутствия в Афганистане обязательно требует соответствующего сокращения войск в Ираке.
Сами по себе дополнительные войска не являются ответом, но их вывод укажет на хрупкость 'нового Ирака', который они помогли построить.
Главнокомандующий войсками США в Ираке генерал Рэй Одиерно (Ray Odierno) уже предупредил, что пятая часть боевых частей США останется в иракских городах и после 30 июня, когда предполагается вывести большую часть войск. Эти части будут расквартированы в Багдаде и северном городе Мосуле, который считается последним оплотом 'Аль-Каиды' в стране, сказал он. Эти цифры являются политически деликатными и для Обамы и для иракского премьер-министра Ноури аль-Малики (Nouri al-Maliki), которые пообещали уменьшить американское военное присутствие в стране, но теперь вынуждены иметь дело с участившимися случаями насилия.
Планы Обамы предусматривает, что до 50 000 солдат останутся в Ираке до 2011 года включительно, в то время как все боевые части вернутся домой в следующем августе. Эти 'переходные силы' вызвали критику даже со стороны левых союзников Обамы, но остается неясным, смогут ли они или же гражданское присутствие США в стране разрешить проблемы, которые стали для Ирака практически эндемическими, с тех пор как коалиция во главе с США вторглась в страну в 2003 году.
Как признал сам Обама, Ирак преподал США важные уроки о необходимости хорошо подумать, прежде чем начинать войну. Объявляя в феврале о своих планах по сокращению, Обама заявил, что США должны начинать войны только с 'четко обозначенными целями', после обсуждения 'цены действия' и получения поддержки, как у избирателей, так и среди других стран.
Новый президент США также должен быть осторожен, чтобы не поддаться нереалистичным ожиданиям того, как Ирак будет выглядеть через два с половиной года. Его заявленная цель, связанная с окончанием войны - 'суверенный, стабильный и полагающийся на свои силы Ирак' - остается амбициозной, но, скорее всего, невозможной для осуществления в ближайшем будущем.
Обама выиграл гонку за кресло президента, пообещав выиграть битву в Афганистане. Хотя у него и есть некоторый запас [прочности], проблемы в Ираке могут стоить Обаме поддержки уставших от войны избирателей.
В лучшем случае, быстрая и наполненная славой победа американцев в Афганистане, где войска США и международной коалиции сражаются с усиливающимися мятежниками, остается маловероятным исходом. Даже быстрый взгляд на историю Афганистана дает представление о том, как неудачно воевали там иностранные вооруженные силы - даже с крупными подкреплениями. И, несмотря на обещания Обамы увеличить невоенные действия и начать сотрудничать с региональными соседями Афганистана - в особенности, с Пакистаном - Афганистан по-прежнему может стать его Вьетнамом.
В то время, как Конгресс готовится одобрить дополнительный военный бюджет, который на несколько миллиардов долларов больше, чем ранее сделанный Белым домом запрос на 83 миллиарда долларов, а американские войска вновь вступают в битву, существует новая настоятельная необходимость обозначить пределы американского участия. Сможет ли новая администрация устоять перед искушением начать восстанавливать измученную войной нацию и ограничить себя четко определенной Обамой целью 'подорвать, разрушить и победить 'Аль-Каиду' в Пакистане и Афганистане'?
Если они не смогут держаться этих точных целей, то им предстоит еще долгий и кровавый путь.
____________________________________________________________
Курьезное увольнение генерала Маккирнана ("The Guardian", Великобритания)
Русский полковник, ветеран Кабула, критикует стратегию НАТО ("Le Figaro", Франция)
Стратегия для Центральной Азии ("The Washington Times", США)