Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молдавское вино выходит на западный рынок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одновременно с шумной и пестрой апрельской 'твиттер-революцией' в Молдове происходит другое событие - 'тихая революция' в винодельческой отрасли этого крохотного постсоветского государства, способная принести стране куда более фундаментальные перемены.

Одновременно с шумной и пестрой апрельской 'твиттер-революцией' в Молдове происходит другое событие - 'тихая революция' в винодельческой отрасли этого крохотного постсоветского государства, способная принести стране куда более фундаментальные перемены. Введенный в 2006 г. запрет на ввоз молдавского вина в Россию вынудил ведущие винодельческие предприятия страны 'поднять планку' качества и нацелиться на западные рынки.

Сначала о грустном: молдавское виноделие - отрасль с тысячелетней историей - за последние полтораста лет пережила три жестоких удара. В конце 19 века лозы в Бессарабии поразила филлоксера. Затем, в ходе горбачевской антиалкогольной кампании, до 50% виноградников в республике было вырублено. Последняя по времени напасть приключилась в 2006 г., когда Россия, недовольная 'флиртом' Кишинева с НАТО, запретила импорт молдавских вин.

Поскольку на долю виноделия приходится 20% ВВП Молдовы, от 28 до 30 % ее экспортных доходов, и 27% существующих в стране рабочих мест, а 85% его продукции вывозилось в Россию, эмбарго создало не просто серьезную, а тяжелейшую проблему. К январю 2007 г. Молдова, по оценкам, понесла убытки в 180 миллионов долларов в виде недополученных доходов. Винные заводы вскоре оказались не в состоянии расплачиваться по кредитам; до 30% предприятий отрасли перешли в собственность банков или оказались на грани банкротства.

Впрочем, нет худа без добра: этот кризис вынудил ведущие частные винодельческие предприятия страны 'десоветизироваться', и начать переориентацию с российского рынка на европейский, меняя ассортимент продукции и сами подходы к ведению бизнеса.

Запах и букет - не одно и то же

В Советском Союзе каждая вторая бутылка вина была разливалась в Молдове, но этого говорит скорее о масштабах, а не о качестве производства. В те времена вино представляло собой по сути фруктовый сок с добавлением алкоголя, которым 'разминались' перед настоящей выпивкой, доведенное до полусухого или полусладкого, и продававшийся в бутылках с красивыми этикетками. В 'лихие девяностые' качество продукции снизилось еще больше. В свое время Ираклий Окруашвили, занимавший тогда высокий пост в руководстве Грузии, приобрел сомнительную известность, назвав экспортировавшееся в Россию грузинское вино 'фекальными массами'; этот эпитет полностью подходит и для характеристики молдавской винодельческой продукции прошлого десятилетия.

Однако, когда в молдавской экономике с 2000 г. начался рост, винодельческие предприятия страны стали приобретать западное оборудование. Позднее закрытие российского рынка в 2006 г. вынудило их совершить разворот на 180 градусов и попытать счастья на западных рынках. 'В 2007 г. шесть заводов объединились в ассоциацию - Молдавскую винную гильдию - для укрепления позиций на зарубежных рынках', - рассказывает Думитру Ткач (Dumitru Tcaci), занимающий пост директора по маркетингу в компании Château Vartely и одновременно в Винной гильдии. Кроме этой фирмы в Гильдию также входят Acorex Wine Holding, DK-Intertrade, Lion-Gri, Vinaria Purcari и Vinaria Bostavan.

'На долю этих шести компаний приходится треть всего винного экспорта Молдовы, - рассказывает Ткач. - Мы хотим стать мощной маркетинговой организацией, способствующей повышению конкурентоспособности каждого из наших участников на международном рынке. Наши шесть компаний - лидеры по поставкам молдавского вина в Европу; все они получали призы на престижных международных конкурсах'.

Молдавской винной гильдии оказывает поддержку USAID, американское ведомство, занимающееся оказанием экономической помощи зарубежным странам. По словам Дугласа Гриффита (Douglas Griffith), которого USAID подрядило в качестве главного консультанта для переориентации молдавской винодельческой промышленности на европейского потребителя, одним маркетингом здесь не обойтись: 'Необходимо изменить и саму продукцию, и наша задача состояла в том, чтобы помочь предприятиям в приобретении навыков и внедрения методов производства новой продукции, отвечающей международным тенденциям - например молодых пряных вин вроде австралийских, калифорнийских или чилийских'.

'Учреждение Молдавской винной гильдии демонстрирует намерение семи крупнейших винодельческих компаний страны создать новую категорию высококачественных молдавских вин, конкурентоспособных на международном рынке; и молдавская продукция уже привлекает к себе внимание', - полагает Гриффит.

Главная задача состояла в переходе от сладких вин 'советского типа' к красным сухим сортам, которым отдают предпочтение в Европе. Кроме того, необходимо было создать запоминающиеся за рубежом брэнды. Сегодня производимая DK-Intertrade 'Легенда о жар-птице' (Firebird Legend) реализуется во многих странах Восточной и Западной Европы, в том числе и в Великобритании. Acorex создала свой брэнд под названием 'Истоки' ("Taking root").

По словам Ткача, в 2008 г. 12% экспортных доходов молдавская винная отрасль получила за счет продукции, реализованной в странах ЕС (по сравнению с 2007 г. эта доля увеличилась на 27%). Правда, почти 40% от этого объема приходится на Польшу. Однако Молдавская винная гильдия планирует и 'прорыв' на западноевропейские рынки. Так, в Великобритании объем продаж молдавского вина с 2006 по 2007 г. вырос вдвое; правда, стартовый показатель был очень низким.

Кроме того, после ослабления запрета в конце 2007 г., молдавские вина постепенно возвращаются и на российский рынок. В 2008 г. объем экспорта в эту страну вырос на 50%. Однако из-за нового жесткого режима регулирования это сопряжено с дополнительными издержками, поэтому цены на молдавские вина повысились. Теперь они оказались в одной ценовой категории с болгарской, аргентинской и чилийской продукцией, заменившей молдавские вина на полках российских магазинов в период запрета.

Кроме того, маркетинговые исследования показывают: вкусы россиян 'европеизируются', т.е. они предпочитают уже не сладкие, а сухие вина. Таким образом, новые навыки, приобретенные участниками Молдавской винной гильдии, помогут им в не только в борьбе за европейского потребителя, но и в восстановлении своей традиционной 'ниши' на российском рынке.

____________________________________________________________

Молдова - страна на крючке эмигрантских денег ("Business Week", США)

Незаполненный российский рынок ждет грузинских вин ("Грузия online", Грузия)

Какие ветры дуют в молдавские паруса? ("MoldovaNova", Молдавия)

Обсудить публикацию на форуме