Как известно, жизнь российских журналистов - опасная штука. Менее известно то, что в определенную группу риска входят и губернаторы. На прошлых выходных в катастрофе вертолета марки Bell-407 на озере Байкал, в 100 километрах к юго-востоку от столицы региона, погибли губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и его заместитель. Причины произошедшего еще выясняются.
Едва стало известно об этом происшествии, как канцелярия губернатора в Иркутске сообщила, что тот находился в служебной поездке. И это - в выходной день, на борту вертолета, принадлежавшего одному из его родственников. Сибирская бюрократия действовала наверняка, вероятно, памятуя о том, с какими проблемами приходится сегодня сталкиваться главе соседней Республики Алтай. Александр Бердников переживает трудные времена с тех пор, как в январе этого года в высокогорном районе, близ горы Черная, разбился вертолет Ми-171, принадлежавший авиакомпании "Газпромавиа". Семеро из одиннадцати находившихся на борту людей погибли. Вице-губернатор Республики Алтай Анатолий Банных выжил в этой аварии, но политической смерти не избежал: его отставка последовала двумя месяцами позже.
Прокуратура и природоохранные органы с большой неохотой начали расследование, хотя уже вскоре после катастрофы в Интернете появились фотографии, сделанные очевидцами. Помимо обломков вертолета, на снимках видны окровавленные трупы животных, разбросанные вокруг места его падения. Зоологи, специалисты Всемирного фонда дикой природы (WWF), определили, что убитые животные - это не горные козлы, отстрел которых разрешен. На это VIP-охотникам была выдана лицензия, срок действия которой, правда, истек с началом запрещенного для охоты периода, в январе этого года. Нет, это были трупы алтайских горных баранов (ovis ammon), занесенных в Красную книгу, которых в пограничном с Монголией и Китаем регионе осталось около 300 особей. Разрешение на полет, выданное экипажу, как выяснилось, не распространялось на этот отдаленный горный район. Но поскольку среди VIP-охотников находился руководитель регионального комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира, опасаться охотникам было нечего.
Погибший в той авиакатастрофе полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин был похоронен со всеми почестями. Пышные похороны браконьеров вызывают подозрения у активистов природоохранных движений. Расследование снова сойдет на нет, опасаются они. Участившиеся случаи браконьерства высокопоставленных охотников, по их словам, - лишь верхушка огромного айсберга. Ходят также слухи о том, что глава Алтайской республики Бердников приказал быстро убрать с места происшествия оружие и трупы. На самом деле, как утверждается, было убито более двадцати горных баранов. Бывший главный российский защитник окружающей среды Олег Митволь, как следует из некоторых протоколов следствия, убежден, что с борта вертолета стреляли из автомата Калашникова. Но охота с воздуха и применение автоматического оружия запрещены. К тому же, были изъяты и видеозаписи с государственной границы. Это подпадает под состав преступления по статье "шпионаж".
При попытке загрузить на борт убитых животных вертолет задел хвостовым винтом склон горы в труднодоступном месте и пропал с экранов радаров. Но только потому, что вице-губернатор Банных запретил раненому пилоту подать сигнал о помощи. Только два дня спустя на место прибыли спасатели. Учитывая, что ночные температуры в этом регионе опускаются до -35 градусов, для некоторых пострадавших это было верной смертью.
Только по случайности глава республики Бердников не находился среди участников этой охоты, когда их вертолет поднимался в воздух с отдаленной высокогорной базы алтайского правительства. Накануне вечером он слишком много выпил. Водка спасла ему жизнь. Ни пуха ни пера!