Евросоюз распаляет аппетиты по трубопроводной доставке газа западным потребителям в обход России, 'оживляя' политический проект Nabucco. При этом ключевые европейские столицы не готовы разменять подключение Турции к новому 'нефтешелковому пути' на ее полноправное членство в ЕС, а также не смогли обеспечить серьезное ресурсное заполнение проекта за счет стран Средней Азии.
Завершившийся в минувшую пятницу в Праге энергетический саммит 'Южный коридор - новый шелковый путь' увенчался декларацией о 'твердых намерениях' выстроить систему доставки энергоносителей к югу от России. В число приоритетных схем 'обеспечения энергетической безопасности Европы' вошли строительство газопровода Nabucco с расчетным объемом поставок до 31 млрд. кубометров каспийского газа в год и завершение газопровода ITGI (Турция-Греция-Италия) предполагаемой мощностью 11 млрд. кубометров в год. Под сугубо политическими лозунгами 'освобождения от российского нефтегазового засилья' прослеживаются и лоббистские интересы влиятельных кланов внутри ЕС: взвинченная на антироссийской волне приоритетность этих проектов позволяет расчитывать на 30-процентные финансовые вливания из евробюджета, которые могут быть зачтены и как меры по борьбе с кризисом и оживлению экономики стран-членов Евросоюза.
В итоге к первоначальным бравурным ноткам организаторов саммита, сумевших заручиться поддержкой Азербайджана, Грузии, Египта и Турции, прибавилась горечь разочарования: Казахстан, Туркмения и Узбекистан отказались подписывать декларацию с отчетливым антироссийским рефреном. При этом к развалу 'пражского уравнения' самым непосредственным образом причастен Азербайджан, поддержавший декларацию лишь формально - в качестве транзитера, а не поставщика газа, который уже стал для Турции значительно дороже из-за опасений Баку по поводу восстановления дипотношений между Анкарой и Ереваном. Не все просто для евростратегов обстоит и с Турцией: хотя официальная Анкара пообещала до конца июня завершить переговоры с Брюсселем об условиях транзита газа по трубопроводу Nabucco, но обидное нежелание Берлина и Парижа видеть ее в составе 'дружной европейской семьи' может заметно осложнить жизнь газовым комбинаторам на Западе, в том числе и в попытках обеспечить геополитические подступы к энергоресурсам Ближнего и Среднего Востока.
Следует отметить, что в 'походе' Запада против Москвы 'двумя колоннами' ('Южный коридор' и 'Восточное партнерство') остается немало брешей, которые могут стать полем для успешных маневров российской дипломатии. И главная из них - невозможность торпедировать российский 'Южный поток', в отрыве от которого Nabucco теряет практический смысл.
_______________
8-миллиардное газовое соглашение с Ираком дает повод надеяться на Nabucco ("The Financial Times", Великобритания)
Падающие цены на газ оставляют Россию без рычагов влияния ("The New York Times", США)