С конца 2008 года российская промышленность переживает период спада, сопровождающегося ослаблением рубля, ростом безработицы и замораживанием инвестиционных программ. Российская экономика оказалась неподготовленной к начавшемуся в 2007 году и оказывавшему на нее влияние извне финансовому кризису. Поэтому в России, как и в индустриально развитых странах, наступил период промышленного спада.
Практически все страны планеты после периода мощного подъема с 2003 по 2008 год вошли в фазу системного кризиса, который ознаменовался сочетанием конъюнктурного кризиса мирового масштаба и финансового кризиса. Правда, российская экономика сегодня, по-видимому, переживает свой первый "нормальный" кризис рыночной экономики, который, однако, был беспрепятственно "импортирован" и обострился по причине слабости ее собственной финансовой системы.
Потому что, начиная со второй половины 2008 года, принцип работы российской экономики отчетливо изменился. С этого момента определяющими факторами стали низкие цены на нефть - и, соответственно, потеря регулярного источника дохода, - снижение промышленного производства и рост безработицы. Резервы российского Центрального банка снизились с 600 до 380 миллиардов долларов США, но к маю 2009 года снижение курса рубля приостановилось.
В бюджете была заложена цена нефти в 70-90 долларов за баррель, поэтому в 2009 году впервые в этом столетии будет зафиксирован бюджетный дефицит. Правда, пусковым механизмом кризиса в России стали события на международных финансовых рынках и спад в промышленно развитых странах, однако степень их влияния связана с внутренними причинами и со структурой российской экономики, для которой характерны сильная зависимость от сырьевого экспорта и слабая финансовая система. С августа по октябрь 2008 года правительство поначалу делало ставку на то, что Россия, благодаря своей частичной изолированности и своим крупным резервам, сможет преодолеть кризис и без особых потерь продолжить осуществление своих многочисленных проектов. Результатом такой установки стала попытка продолжить проведение прежней политики, без внесения корректировок в применяемые методы, в государственный бюджет и в выбранные стратегии. Так "Концепция долгосрочного развития на период до 2020 года" была утверждена в крайне оптимистичной редакции (правда, без экономических прогнозов). Серьезный глобальный кризис, утечка капиталов и резкое падение курса рубля вызвали необходимость внести изменения в макроэкономическую политику и бюджет в текущем году, что было осуществлено в январе 2009 года.
Однако бурный рост российской экономики в 1999-2008 годах основывался прежде всего на использовании уже имеющихся производственных мощностей и на наличии определенного количества рабочей силы, что сделало возможными высокие темпы роста при низкой норме накоплений - 18-19 процентов валового внутреннего продукта. В период с 2007 по 2008 год был даже достигнут рост - до 21 процента. Тенденция к самофинансированию, низкая капиталовооруженность банковской системы и слаборазвитый рынок кредитования предприятий препятствовали более активному использованию национальных сбережений. Как государственные, так и частные сбережения в больших объемах выводились за границу и затем снова, в виде еврооблигаций и банковских кредитов на инвестиционные цели, попадали в российские предприятия. Осознание того факта, что решение о модернизации несколько запоздало, не было подкреплено прагматическим взаимодействием между частной экономикой и ведомствами, ответственными за развитие.
Леонид Григорьев с 1991 по 1992 год занимал пост заместителя министра экономики и финансов РФ. Затем он в течение пяти лет был советником исполнительного директора Всемирного банка. Сегодня Григорьев является президентом Института энергетики и финансов и деканом факультета менеджмента Международного университета в Москве.
___________________________________________________________
Россия: Конец сказки или начало кошмара? ("Euromoney", Великобритания)