Противостояние между грузинской оппозицией и властью имеет продолжительную историю. Для того чтобы понять конфликт, нужно анализировать не только ситуацию апреля этого года, когда в Грузии начались массовые протестные выступления оппозиции.
Водоразделом можно назвать 2007 год: целый ряд событий способствовал этому, и, прежде всего, разгон демонстрантов 7 ноября. В этот день силовым образом была проведена разделительная линия между властью и оппозицией, что сделало крайне затруднительным диалог между ними.
После событий ноября 2007 г. в Грузии прошли президентские и парламентские выборы, в ходе которых оппозиция выступила не очень удачно, и их итоги считает не совсем легитимными. Таким образом, события 2007-2008 гг. привели к тому, что противостояние двух сторон перешло в неконструктивное русло, в формы площадной демократии.
Я не думаю, что нынешние митинги связаны с военным столкновением России и Грузии в августе прошлого года. Тем не менее, августовские события влияют на нынешние события с точки зрения двух факторов. Внешний фактор - Михаил Саакашвили не имеет прежней поддержки на Западе. Это видно и по новой администрации Барака Обамы и по осторожной позиции Евросоюза.
Внутренний фактор - Саакашвили не выполнил обещаний, во многом завышенных, но данных еще в первый президентский срок. Говорить о восстановлении территориальной целостности не приходится. Саакашвили уже не тот, каким был до событий августа. Он понимает, что не может действовать так же разухабисто, как в 2007 году. И оппозиция это тоже понимает.
Другой фактор, который вызвал обострение противостояния между властью и оппозицией, - политические символы. Всякое политическое выступление привязывается к символу. 9 апреля - это, по сути, начало истории новой постсоветской Грузии: день разгона митинга советскими войсками (1989 год) и день восстановления независимости (1991 год).
Следующая дата - 26 мая - это официальный День независимости. Напомню, что 7 мая этого года вновь имела место силовая проба пера: произошло силовое столкновение полиции с оппозицией. Хотя оно и уступает по масштабам ноябрьскому разгону 2007 года, тем не менее, это также подхлестнуло вторую фазу активности оппозиции.
Что эта ситуация в Грузии означает для России?
С одной стороны, противостояние власти и оппозиции является внутренним делом Грузии. Кто бы ни победил в ходе борьбы, ни один из победителей не будет пророссийским политиком. С другой стороны, Грузия - соседняя страна, которая противодействует российским интересам. На этом основании все, что происходит в Грузии, важно для Москвы. При этом России смысла играть за кого-либо нет.
Что касается перспектив противостояния оппозиции и власти, то сейчас Саакашвили более ослаблен, чем раньше. Он не может позволить себе силовым образом решить вопрос. Но ослаблена и оппозиция, поскольку ее представители играют на два фронта - против Саакашвили и против своих соратников.
________________
Чего хочет Россия от Грузии? ("Грузия online", Грузия)
Политическая нестабильность в Грузии - плоды на экспорт ("Pankisi.info", Грузия)