В Лондоне львы на Трафальгарской площади делят свое место с высоким изображением эскимоски и ее ребенка. В Париже люди, выходящие из метро, сталкиваются нос к носу с традиционной эскимосской башней инукшук, сделанной из камней. В Осло Оттава открывает Арктическое политическое представительство, а в Брюсселе чиновники прикладывают все усилия, чтобы разрекламировать холодную, северную Канаду.
Правительство Харпера запустило агрессивную кампанию по всей Европе, призванную укоренить в сознании представление о Канаде, как об 'арктической державе' и о владелице трети оспариваемых земель и ресурсов Заполярья. Министрам и послам были даны указания продвигать послание по всем каналам: [Арктика] принадлежит Канаде, руки прочь.
В то время как Оттава пытается парировать попытки других северных держав и Европейского Союза предъявить претензии на Северо-Западный проход и открытые моря высокоширотной арктической зоны, эта новая самоуверенность застигла европейских и российских чиновников врасплох.
Наряду с жесткой дипломатией, которая включает в себя ведущую роль Канады, сыгранную в попытке исключить ЕС из Арктического совета, чиновники г-на Харпера также приказали посольствам мобилизовать свои культурные ресурсы, чтобы доставить по адресу послание Оттавы и создать зрительный образ полностью арктической Канады.
Ставки высоки. Вчера (статья опубликована 16 мая -прим.перев.) Россия опубликовала документ по национальной стратегии, в котором сказано, что борьба за арктические ресурсы может спровоцировать военные столкновения, а Канада недавно выпустила большой атлас Арктики, который стал результатом исследований, чьей целью является поддержка претензий на владение арктическими землями в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
'Канада - это арктическая нация и арктическая держава,' - заявил министр иностранных дел Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon) на встрече с европейскими лидерами в Тромсо (Норвегия), в конце апреля, одновременно указывая своим дипломатам на необходимость усвоить новый напористый тон по поводу канадских владений в Арктике. По его указаниям, новое словосочетание 'арктическая держава' стало все чаще появляться в официальных сообщениях и речах чиновников.
Канада передает европейским лидерам и обществу простое и грубое предупреждение: доступ к Арктике ограничен. 'С помощью нашей сильной арктической внешней политики, - говорит г-н Кэннон, - мы подтверждаем наше лидерство, управление и собственность в регионе.'
Ключевым здесь является слово 'собственность'. По мере того, как ООН получает заявки по поводу споров о юрисдикции, Оттава хочет доказать свою заявку на владение третьей частью арктических земель, льда и воды, а также любой нефти и других полезных ископаемых, которые могут под поверхностью.
Этот вопрос еще никоим образом не решен. Европейский парламент недавно заявил, что заинтересован в подписании международного соглашения по Арктике, подобно тому, что управляет Антарктикой. И Соединенные Штаты, и Европа отвергают канадские претензии на единоличное владение Северо-Западным проходом (который, как утверждает Канада, находится на ее территории). Несмотря на то, что самая северная точка Франции находится в 1500 километров от Полярного круга, у Франции теперь есть полярный посол, бывший премьер-министр Мишель Рокар (Michel Rocard).
Кроме того, канадские чиновники считают, что послание России, которая агрессивно индустриализировала и военизировала Крайний Север и заявляет о правах на Северный Полюс, гораздо сильнее того, что европейцы слышат от Канады.
Г-н Кэннон руководил действиями по противодействию попытке ЕС получить статус 'постоянного наблюдателя' в Арктическом совете, в который входят восемь арктических государств: Канада, США, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Хотя в качестве причины был упомянут европейский запрет на импорт продукции из канадских морских котиков, чиновники говорят, что Канада была обеспокоена вмешательством европейского блока, состоящего из 27 наций, в соглашения между арктическими странами.
Оттава также собирается открыть Международный канадский центр для арктического региона в Осло. Это будет открыто политическое учреждение, призванное противодействовать действиям Европы и России. Г-н Кэннон объявил, что центр, который также будет заниматься исследованиями, будет в первую очередь занят 'продвижением канадских интересов' и 'влиянием на ключевых партнеров' по вопросам арктического суверенитета.
Тем не менее, за закрытыми дверями отношения Канады с ее арктическими соседями можно назвать 'сотрудническими', в частности потому, что в прошлом году все арктические нации согласились урегулировать свои разногласия в рамках Конвенции ООН по морскому праву. Хотя гг-да Харпер и Кэннон использовали риторику 'холодной войны', чтобы публично устроить России разнос за ее экспансионистские амбиции, после периода молчания канадские дипломаты вновь начали общаться с Россией при закрытых дверях, хотя и в ограниченных масштабах. Скандинавские и канадские дипломаты говорят, что на прошлой неделе участники Арктического совета достигли соглашения по самым важным вопросам.
Частично это происходит потому, что Арктика превратилась в закрытый клуб, чьей целостности угрожают извне.
'Европейцы должны понять, что Арктика - это не неизведанная область, что она не похожа на Антарктику,' - говорит Питер Гаррисон (Peter Harrison), до прошлого года являвшийся высокопоставленным федеральным чиновником по делам Арктики. Сегодня Гаррисон работает в университете Квинс (Queen's University).
'Многие люди в Европе считают, что должны принять участи в управлении землями, которые не являются чьей-нибудь территорией. Ну, Арктика принадлежит странам, окружающим ее, и треть этого пространства - канадская территория.'
Чтобы донести свою мысль, Канада отдает значительную долю своих европейских ресурсов культурной дипломатии ярким проектам, призванным убедить европейцев в том, что Канада является, и всегда являлась, страной ориентированной на север и имеющей присутствие в Арктике.
Частично это должно исправить образ открытой, доступной всем Арктики, которого придерживаются, по мнению г-на Кэннона, многие европейские граждане и их лидеры. Но это также помогает установить новый принцип международного законодательства - 'используй или потеряй'. Если суверенитет в некоторых областях Крайнего Севера подвергается сомнению, Канаде нужно доказать, что там активно присутствуют и правительство и граждане страны. Демонстрируя образы канадцев, живущих и работающих в Арктике, Канада доносит до европейцев новую реальность.
Это - новое публичное лицо северной стратегии г-на Харпера, которая является кампанией по расширению и защите канадской собственности на Крайнем Севере. На домашнем фронте эта стратегия включает в себя создание арктических военных баз, патрулирование территории с помощью самолетов, спутников и пограничников, многократное увеличение подразделения арктических рейнджеров (Arctic Rangers), являющихся частично добровольческой вооруженной группой, посылающей на Крайний Север 'суверенные патрули'. За рубежом стратегия подразумевает рекламирование этого присутствия людей на льду максимально широко и громко, чтобы эти земли выглядели как признанные канадские территории.
На встрече, прошедшей в прошлом году в Копенгагене, основные канадские посольства в Европе согласились запустить координированные культурно-рекламные кампании, связанные с Арктикой и предназначенные для внедрения в сознание идеи о канадской собственности в Арктике. По правилам правительства Харпера, культурные программы за рубежом должны использоваться для продвижения политических целей, а суверенитет Арктики считается сегодня главной целью.
Это уже привело к тому, что Канада является спонсором или организатором целого ряда 'полярных' мероприятия в Европе. На Трафальгарской площади Канадский дом отдали под широко разрекламированную выставку, посвященную искусству, людям и общей 'канадскости' территории Нунавут. Похожие выставки проходят и во Франции, Бельгии, Германии и Норвегии.
Посыл очевиден. Посетителям открыто говорят, что эскимосские танцоры, скульптуры, фотографии и ковры демонстрируются для 'продвижения арктических приоритетов в канадской внешней политике'.
Это означает, что эти приоритеты становятся частью музейных выставок. В конце мая Высокая комиссия Лондона спонсирует крупную выставку в Королевском морском музее в Гринвиче, посвященную исследования Северо-Западного прохода. Это спонсорство должно показать, что проход является полностью канадской территорией, а не международными водами.
Париж является одним из нескольких городов, где проходят мероприятия канадского правительства в честь 10-летней годовщины территории Нунавут. Мероприятия включают в себя художественные выставки и многочисленные визиты эскимосских лидеров в европейские страны. Генерал-губернатор Микаэль Жан недавно завершила поездку по Норвегии, и этим летом в Европе пройдут несколько арктических программ.
Эти проекты рискуют повредить рекламным кампаниям, направленным на привлечение в Канаду туристов и инвестиций, которые стремятся показать Канаду современной, урбанистической страной с тесными связями с рынками США. Они также противоречат интересам художественных организаций, которые уже обнаружили, что на сегодняшний момент проекты, не связанные с Арктикой, не являются в Европе приоритетом.
Но считается, что политическая цель превыше всего. Русские заняли лидирующую позицию, заявив свое право на спорные арктические территории, когда прошлой осенью президент Дмитрий Медведев сообщил российским военачальникам, что 'первейшей и основной задачей' России является 'превращение Арктики в ресурсную базу страны в 21-м веке'.
В то время как в России и Норвегии значительные группы населения живут за Полярным кругом, а в Арктике проводится индустриализация и расширение военного присутствия, Канаде нужно сделать более творческую заявку на свое присутствие в регионе, говорят чиновники.
С этой целью они позаимствовали стратегию у Норвегии, чей арктический план действий, введенный в 2002 году, занимается продвижением этой скандинавской страны как арктической территории. Норвегия уделяет значительные дипломатические ресурсы на продвижение своего арктического образа, отправляя иностранных посетителей на экскурсии в свои густонаселенные города, расположенные за Полярным кругом, и занимаясь обустройством организаций, призванных сплотить арктические нации. Норвежцы говорят, что делают это из-за существующего беспокойства о том, что если они не сделают заявку на Север, другие нации сделают это за них.
'После окончания 'холодной войны' важность Арктики на повестке дня многих администраций упала до минимального уровня, - говорит научный сотрудник Норвежского института оборонных исследований Кристин Оффердал (Kristine Offerdal). - Поэтому Норвегия начала так сильно продвигать арктическую повестку дня: когда наши союзники не обращали внимания на регион, норвежское правительство боялось, что наша страна может оказаться в изоляции.'
Правительство Норвегии поняло, что наилучшим способом обезопасить свои владения в арктических регионах будет транслировать информацию об этом как можно более громко и широко. 'Норвегия почувствовала необходимость сделать свое присутствие на Севере более видимым, и обозначить регион норвежского Крайнего Севера на картах в Вашингтоне, Брюсселе и других крупных городах.'
Новый язык г-на Кэннона некоторым образом подражает норвежцам, но, с другой стороны, в нем часто звучат агрессивные, угрожающие, даже милитаристские нотки, как, например, в четверг, когда он дал отпор российскому исследованию о возможности военной конфронтации в Арктике, заявив, во время своего визита в Азию, что сделает все для защиты арктического суверенитета Канады.
Но гораздо больше денег и энергии тратятся на борьбу с возможными претендентами, не владеющими куском Арктики.
'К моему большому удивлению, в некоторых европейских государствах есть люди, считающие, что Север никто не населяет, поэтому теперь я посещаю все международные встречи, даже если они посвящены Антарктике, как та, что недавно проходила в Вашингтоне, - г-н Кэннон заявил в среду, в интервью журналу Embassy. - Раньше все говорили: 'Ах да, как мило, это Север.' Ну, теперь мы что-то с этим делаем, и лично для меня это один из приоритетов.'
Так как они считают международное отношение [к Арктике] основной проблемой, правительство Харпера и все его министры, дипломаты и чиновники начали программу, чья цель - донести свой посыл до всего мира. Частично это ободряющее, позитивное послание, призванное противопоставить Канаду и Россию, и сделать так, чтобы наш голос по канадским вопросам пользовался доверием. Канадские чиновники говорят, что они хотят защитить образ Канады как ответственного, экологически осторожного и связанного с аборигенами охранника Крайнего Севера.
Но по сути, это гораздо более простой и непреклонный посыл: там может быть пусто, холодно и труднодоступно, но там уже стоит красно-белый флаг [Канады].
____________________________________________________________
Руки прочь от нашей Арктики, говорит Канада европейцам ("The Globe And Mail", Канада)
Арктика: канадский атлас сеет раздор ("Le Figaro", Франция)
Напряженность в Арктике усиливается ("Canada.com", Канада)