Когда Джон Болтон (John Bolton) во времена администрации Буша работал в Госдепартаменте, он щеголял по зданию на Фогги-Боттом в своих знаменитых галстуках с изображением динозавров - словно бросая вызов тем, кто считал, что его политические взгляды подходят разве что для Юрского периода. Сегодня ему на смену пришли другие динозавры - администрация Обамы возвращает в строй ветеранов переговоров по контролю над вооружениями, торговавшихся из-за боеголовок еще с советскими чиновниками.
На этой неделе в Москве они продолжат дело, которое прервали почти два десятка лет назад - сядут за стол переговоров с российскими коллегами, и займутся 'обновлением' заключенного в 1991 г. советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Заместитель госсекретаря Роуз Готтемюллер (Rose Gottemoeller) - она входит в команду американских переговорщиков - называет себя представителем 'поколения 'Спутника''. После предварительного раунда переговоров, состоявшегося в Нью-Йорке в этом месяце, она заметила в интервью Washington Post: 'Мы оглядывались вокруг, посмеивались и говорили: 'Вот, ребята, нам всем уже за пятьдесят'.
Хотя президент Барак Обама и поставил цель 'освободить мир от ядерного оружия', Госдеп, как утверждает, лихорадочно набирает новых сотрудников в свое Управление по контролю над вооружениями, поскольку очень многие эксперты по этим вопросам уже ушли на покой, а 'новая смена' не появилась. Очевидно, молодые амбициозные дипломаты просто еще не поняли, что переговоры с Москвой по сокращению ядерных вооружений снова стали трамплином к головокружительному карьерному росту.
Обама выбрал довольно странный момент для 'реанимации' разоруженческой тематики. Характерной чертой последних восьми лет стал наименьший объем переговоров по контролю над вооружениями за четверть века, и одновременно самое радикальное в истории сокращение ядерных арсеналов. Благодаря усилиям администрации Буша американские ядерные силы сегодня уменьшены на три четверти по сравнению с периодом окончания 'холодной войны' - такой же количественный состав они имели при Эйзенхауэре. Когда Джордж У. Буш вступил в должность, у США было 6000 оперативно развернутых ядерных боеголовок на стратегических носителях. Сегодня их количество сократилось до 2200. Первоначально Вашингтон планировал достичь этого уровня к 31 декабря 2012 года, но выполнил задачу с опережением графика - к февралю нынешнего года.
Как же Соединенным Штатам удалось так быстро провести столь масштабное сохранение ядерного арсенала? Ответ: они отказались от контроля над вооружениями в его традиционном понимании. Придя к власти, Буш решил: нам не нужно затяжное 'переговорное противостояние' с русскими, в ходе которого обе стороны сохраняют тысячи ненужных им боеголовок в качестве предмета для торга. Он не стал отправлять очередную команду на постоянный переговорный процесс в Женеве, где целые армии экспертов по разоружению вели яростные баталии вокруг каждого пункта и каждой запятой. Если бы он поступил по-другому, стороны, наверно, до сих пор вели бы бесконечные дискуссии.
Вместо этого Буш просто объявил о намерении США сократить на две трети число своих оперативно развернутых боеголовок, и предложил русским последовать нашему примеру. Президент Владимир Путин принял его предложение. Затем, в 2002 г., эти односторонние сокращения были зафиксированы в Московском договоре - документе на трех страницах, согласованном всего за полгода. Для сравнения: в Договоре СНВ, подписанном Джорджем Бушем-старшим и президентом СССР Михаилом Горбачевым, 700 страниц, а переговоры о его заключении велись девять лет.
Масштабное сокращение ядерных вооружений Джордж У. Буш сочетал с другими мерами по ослаблению ядерной угрозы. Его администрация выступила с Глобальной инициативой по снижению угрозы распространения ядерных материалов (Global Threat Reduction Initiative), в рамках которой была обеспечена безопасность 600 с лишним уязвимых ядерных объектов по всему миру и осуществлено переоборудование 57 атомных реакторов в 32 странах для использования низкообогащенного урана вместо высокообогащенного. В результате из оборота были выведены оружейные ядерные материалы в объеме, достаточном для создания 40 атомных бомб.
Вместе с коллегами по 'большой восьмерке' Буш инициировал Глобальное партнерство по противодействию распространению оружия массового уничтожения и материалов для его создания (Global Partnership Against the Spread of Weapons and Materials of Mass Destruction): международную программу, предусматривающую ассигнования в размере 20 миллиардов долларов на обеспечение безопасности и утилизации расщепляющихся материалов и трудоустройство ученых - бывших специалистов по созданию ядерных вооружений. США и Россия также реализуют Глобальную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом (Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism), в рамках которой 75 стран объединили усилия по предотвращению незаконного распространения ядерных материалов. Кроме того, Вашингтон и Москва выступили с Братиславской инициативой, обеспечившей безопасность почти полутора сотен ядерных объектов на территории России, где хранятся ядерные боеголовки и сотни тонн оружейных ядерных материалов.
Несмотря на все эти достижения, специалисты по контролю над вооружениями расценивают бушевскую эпоху как 'мрачное безвременье', от которого они должны избавить человечество. Они намерены вернуться к устаревшему подходу по принципу 'торга' в деле сокращения вооружений. Когда переговоры на этот счет начнутся всерьез, русские используют их в качестве рычага давления, чтобы вынудить США отказаться от запланированного размещения системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике. И нет никаких гарантий, что Обама поступит так же, как Рейган в Рейкьявике - откажется от договоренности, чтобы сохранить эту важнейшую оборонную инициативу.
Помимо начала переговорного процесса по новому СНВ, администрация Обамы, как сообщается, намерена 'надавить' на Сенат, чтобы тот ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний - соглашение, страдающее фатальными изъянами, которое Сенат отверг в 1999 г., поскольку оно подорвало бы надежность нашего ядерного арсенала. Вместо того, чтобы выкручивать сенаторам руки по этому вопросу, администрации следовало бы призвать Конгресс пересмотреть отказ от финансирования программы 'Надежная боеголовка будущего', которая позволит нам принять на вооружение боеголовки нового поколения, не требующие предварительных ядерных испытаний, и тем самым гарантировать надежность американского стратегического потенциала сдерживания.
В июле Обама нанесет визит в Москву, где обсудит с российским коллегой Дмитрием Медведевым ход реализации поставленной ими задачи 'преодолеть менталитет времен 'холодной войны' и дать новый старт двусторонних отношений'. Возврат к формату переговоров по контролю над вооружениями, характерному как раз для 'холодной войны', выглядит довольно странным способом достижения этой цели. В 21 веке соглашения по контролю над вооружениями выглядят таким же анахронизмом, как наскальные рисунки. Чтобы провести глубокое сокращение ядерных арсеналов, нам больше не нужны 'пергаментные свитки' и орды экспертов. Вот только представители 'поколения 'Спутника'', наводнившие сегодня Госдепартамент, этого никак не поймут.
Марк Тиссен был главным спичрайтером президента Джорджа У. Буша и министра обороны Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld). В 2002 г. он вместе с Рамсфелдом приезжал в Москву для участия в согласовании Московского договора
____________________________________________________
Ветераны американской дипломатии пытаются возродить процесс переговоров с Россией по ядерным вооружениям ("The New York Times", США)
Президент Обама стремится заключить с Россией договор о сокращении ядерных вооружений ("The Times", Великобритания)
Почему команда Буша не является сторонницей договоров о контроле над вооружениями ("Christian Science Monitor", США)