Вчера Россия и США начали переговоры об ограничении своих ядерных арсеналов. Это может стать первым плодом обоюдных попыток 'перезагрузить' отношения между странами, серьезно испорченные взаимным недоверием.
Переговоры должны подготовить почву для замены заключенного в 1991 году Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок действия которого истекает в декабре.
По словам американских официальных лиц, крайне важно не допустить разрушения этой системы контроля над вооружениями, которой, как они утверждают, пренебрегала прежняя администрация.
Команда Барака Обамы убеждена, что выбрасывать за борт механизмы взаимной проверки размеров ядерных арсеналов, созданные соглашением 1991 года, было бы глупо. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно быстрее согласовать и ратифицировать новый договор.
На этих переговорах Вашингтон добивается умеренного сокращения вооружений. Вопрос о более масштабном разоружении, включая предлагаемое либералами из Демократической партии сокращение числа боеголовок до 1 000 с каждой стороны, будет ждать следующего раунда.
Что до данного раунда, он будет иметь скорее политическое, чем военное значение: его итог фактически предопределит успех или неуспех запланированного на июль саммита г-на Обамы и президента России Дмитрия Медведева в Москве.
Если у лидеров будет, что подписать - или, по крайней мере, если они смогут продемонстрировать реальный прогресс - это серьезно поможет успокоить страсти, накалившиеся после маневров НАТО в Грузии и предпринятых в прошлом месяце обоюдных высылок дипломатов по обвинениям в шпионаже. Эти инциденты, между тем, угрожают планам США, как выразился в феврале вице-президент США Джо Байден (Joe Biden), 'нажать на кнопку перезагрузки' в отношениях с Россией.
Эндрю Качинс (Andrew Kuchins), возглавляющий российское направление в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, заметил: 'Ключом к 'перезагрузке' отношений. . . с русскими могли бы стать конкретные соглашения, достигнутые к началу июльского саммита'.
По мнению главного редактора журнала 'Россия в глобальной политике' Федора Лукьянова, соглашение о стратегических ядерных вооружениях - это едва ли не единственная область, в которой стороны способны быстро найти общий язык и говорить с относительно равных позиций. 'Стратегические вооружения - это едва ли не единственное, в чем Россия и США равны, так что переговоры на эту тему способны обеспечить значимый прорыв'.
Разногласия, безусловно, сохраняются, именно их должны были обсудить во вторник возглавляющая американскую делегацию заместитель госсекретаря Роуз Геттемюллер (Rose Gottemuller) и ее российский коллега Анатолий Антонов, директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ. Заметим, что США хотели бы, чтобы предметом переговоров служили только баллистические ракеты, а Россия, напротив, хочет ограничить и системы доставки, такие как межконтинентальные баллистические ракеты, в которых у США есть преимущество.
При этом у России имеется заметно меньший простор для сокращения, чем у США, так как после конца 'холодной войны' мощь ее конвенциональных сил ослабла, что привело к росту значения сил ядерного сдерживания в ее военной доктрине.
Роль ядерных вооружений в стратегической доктрине Кремля, вероятно, возрастет также в результате начатой в конце сентября г-ном Медведевым военной реформы, которая подразумевает сокращение офицерского корпуса и ограничение возможностей для массовой мобилизации, необходимой на случай вторжения. По мере сокращения конвенциональных сил соответственно растет роль ядерного оружия.
'Мы готовы к конструктивному диалогу и верим, что оптимизм, выраженный обеими сторонами, приведет к конкретным результатам', - сообщили агентству 'Интерфакс' в российском МИДе.
Между тем, Россия оказывает давление на США, пытаясь увязать переговоры по ядерным вооружениям с отказом от планов по размещению в Польше 'противоракетного щита', которые, как полагает Россия, подрывают ее безопасность.
Председатель комитета по международным делам Государственной думы Российской Федерации Константин Косачев считает, что если США будут продолжать разворачивать в Польше ПРО, переговоры могут зайти в тупик.
'Если американцы будут продолжать настаивать на своем праве, то стратегическое разоружение будет идти значительно более низкими темпами, а может быть даже и забуксует', - заявил он в интервью телеканалу 'Вести-24'.
____________________________________________________________
Возвращение динозавров-разоруженцев ("The Wall Street Journal", США)
США и Россия начинают переговоры по вооружениям. Окончательный срок - декабрь ("The New York Times", США)