Всего год назад казалось, что 'Газпром' - российский государственный газовый мастодонт, самая могущественная корпорация в стране - движется от одного успеха к другому. Сегодня, однако, его политика вызвала недовольство одного из крупнейших газпромовских поставщиков сырья, - Туркменистана, - и если менеджмент концерна не изменит свои методы радикальным образом, 'Газпром' рискует утратить, возможно навсегда, доступ к 42-45 миллиардам кубометров газа, которые он ежегодно закупает в этой стране.
В 2008 г. поставки 'Газпрома' странам Евросоюза составили 170 миллиардов кубометров газа, притом, что объем его собственной добычи равен 550 миллиардам кубометров. Доля концерна в общемировой и российской газодобыче сегодня составляет, соответственно, 17,3 и 85 процентов. В случае утраты доступа к туркменскому газу (а это до четверти объема 'голубого топлива', экспортируемого 'Газпромом' в ЕС) компании будет очень трудно поддерживать на прежнем уровне поставки на европейский рынок сбыта, традиционно являющийся для нее основным и наиболее прибыльным.
Хотя сегодня 'Газпром' поставляет более четверти потребляемого странами ЕС газа, затягивание его конфликта с Туркменистаном станет для европейцев дополнительным стимулом к поиску альтернативных источников снабжения - ведь январский спор 'Газпрома' с Украиной уже обострил в Брюсселе опасения относительно надежности России в качестве экспортера 'голубого топлива'.
В 2008 г. 'Газпром' продавал европейцам газ по 409 долларов за тысячу кубометров; в марте, с учетом мирового экономического спада, руководители концерна, - наверняка плача горючими слезами, - пересмотрели ценовой прогноз по газу для Европы, понизив расценки до 257,9 долларов за тысячу кубометров. Менее двух лет назад рыночная капитализация 'Газпрома' составляла 245 миллиардов долларов.
Данные за январь 2009 г. показывают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы добычи и экспортных поставок 'Газпрома' существенно сократились. Добыча снизилась на 13,9 процента, а экспорт в четвертом квартале 2008 г. - на 21 процент. Заместитель председателя правления 'Газпрома' Александр Медведев отмечает: по прогнозам, в нынешним году объем добычи концерна снизится по сравнению с 2008 г. на 7 процентов - до 512-523 миллиардов кубометров, а доходы от экспорта сократятся как минимум на 30 процентов - до 47 миллиардов долларов.
Хотя основная доля закупаемого 'Газпромом' в Центральной Азии 'голубого топлива' приходится на Туркменистан, он приобретает также до 15 миллиардов кубометров газа у Казахстана и 7 миллиардов кубометров у Узбекистана; совокупный объем его импорта из этого региона эквивалентен 14 процентам собственной добычи.
Серьезная проблема для 'Газпрома' заключается в том, что до 70 процентов добываемого концерном газа поглощает внутрироссийский рынок, где газ реализуется по субсидируемым расценкам; потребление 'голубого топлива' в стране растет на 3 с лишним миллиарда кубометров в год. Чтобы высвободить как можно больше сырья для экспорта, треть потребляемого внутри страны газа поставляется не 'Газпромом', а другими компаниями.
На этой неделе представители 'Газпрома' сообщили, что из-за снижения общемирового спроса его чистая прибыль в четвертом квартале 2008 г. сократилась на 84 процента, и составила 1,1 миллиарда долларов. В то же время совокупная задолженность концерна по состоянию на декабрь прошлого года равнялась 41 миллиарду долларов: ни одна другая компания в стране не имеет таких больших долгов.
В условиях снижения доходов и спроса 9 апреля 'Газпром', в одностороннем порядке и без предупреждения, сократил на 90-95 процентов отбор туркменского газа из входящей в трубопроводную систему 'Средняя Азия-Центр' (САЦ) 'нитки' Давлетбат-Дарьялык (САЦ-4). Устаревшая советская трубопроводная сеть не выдержала резкого снижения давления, что привело к взрыву (его причины пока не обнародованы) на 487-м километре участка САЦ-4 между компрессорными станциями Ильалы и Дарьялык возле туркменско-узбекской границы. В результате подача туркменского газа в Россию была прервана.
На сегодняшний день, пять недель спустя, перекачка газа, к немалому возмущению Ашхабада, еще не возобновилась. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выразил Москве резкий протест в связи с односторонней акцией 'Газпрома', намекнув, что его страна может подать в международный арбитражный суд иск о возмещении убытков, а также рассмотреть вопрос диверсификации маршрутов экспорта своего газа.
Хотя российская сторона решительно отрицает какую-либо ответственность за аварию, угрозы Бердымухамедова, пусть и с запозданием, все же привлекли внимание Москвы. 18 мая министр энергетики Сергей Шматко отметил в интервью агентству 'Интерфакс': 'Думаю, во вмешательстве в этот вопрос на политическом уровне нет необходимости'. Он подчеркнул, что спор должны разрешить газовые компании обеих стран, и подытожил: 'Надеюсь, вопрос будет успешно решен'. Однако на следующий день зампред 'Газпрома' Медведев на конференции в Берлине на тему энергетического диалога между Россией и ЕС особо отметил, что его компания не несет ответственности за инцидент, подчеркнув, что возобновление поставок зависит от туркменской стороны. При этом он не без высокомерия добавил: 'Мы готовы принять туркменский газ в соответствии с контрактными условиями'.
Когда Шматко и Медведев соизволят приехать в Ашхабад для урегулирования конфликта, они обнаружат, что вести переговоры придется с новой командой. Бердымухамедов, отлично понимая, что разработка и экспорт энергоресурсов дают его государству до 70 процентов совокупных доходов, 18 мая уволил Тойдурды Дурдыева, заместителя главы государственной компании 'Туркменнебит' ('Туркменнефть'), а также Дурды Таджиева, первого заместителя председателя правления госконцерна 'Туркменгаз' за 'серьезные упущения' в работе. Государственные СМИ сообщили, что причиной увольнения стали 'серьезные ошибки, допущенные при исполнении ими своих обязанностей, и профессиональная некомпетентность'.
Хотя 'Газпром' утверждает, что за трубопроводы, проходящие по территории Туркменистана, отвечает Ашхабад, все больше признаков говорит о том, что Бердымухамедов не намерен спускать дело на тормозах. Он заявил, что потребует международного расследования, если 'Газпром' не признает вину: 'Если 'Газпром' виновен, пусть возьмет на себя все убытки и расходы, понесенные нашей страной в результате этой аварии'.
Твердая позиция Бердымухамедова стала полной неожиданностью для руководства 'Газпрома', привыкшего выкручивать руки поставщикам и потребителям. А этим менеджерам стоило бы вспомнить, что в апреле 2006 г. их бесцеремонно стяжательская политика по принципу 'купить подешевле, продать подороже' вынудила предшественника Бердымухамедова - Сапармурата Ниязова - заключить с Китаем соглашение о постройке трубопровода с пропускной способностью 30 миллиардов кубометров в год для транспортировки туркменского газа в эту страну. В прошлом году Бердымухамедов предоставил подряд на прокладку этой 'нитки' китайской нефтяной компании; трубопровод должен быть введен в эксплуатацию в 2010 г., что фактически покончит с контролем России над туркменским газовым экспортом.
Европейские, американские, индийские и японские фирмы тоже стараются заполучить свою долю туркменского газа, чья добыча постоянно растет. Чтобы 'Газпром' мог удовлетворять спрос российских потребителей, не сокращая при этом объемов экспорта, все более вероятным выглядит вариант развития событий, при котором его руководству придется предпринять два шага, пойти на которые им до сих пор мешает высокомерие: принести Ашхабаду извинения и выплатить компенсацию. Как известно, 50,02 % акций 'Газпрома' принадлежит государству. Однако, поскольку 18 мая концерн объявил о том, что дивиденды в этом году составят 37 копеек на одну акцию (что на 86 процентов меньше прошлогодней суммы в 2 рубля 66 копеек), вскоре, вероятно, его правлению придется столкнуться с возмущением держателей 49,98 процента акций, наверняка недовольных сокращением своих прибылей из-за 'упущений в работе' газпромовских менеджеров, наглядным примером которых может служить продолжающийся конфликт с Туркменистаном.
____________________________________________________________
Мечты о "Газпроме" ("Petroleum Economist", Великобритания)
Газпром ("The Financial Times", Великобритания)
"Газпром" намерен сократить расходы и приостановить разработку новых месторождений ("The Times", Великобритания)
"Газпром" стоит на краю пропасти, и нефтяные компании готовятся приступить к делу ("The Times", Великобритания)