Иран провел испытание своей, как он утверждает, самой современной ракеты класса 'земля-земля' всего через несколько дней после того, как Барак Обама представил примерный график оценки успеха дипломатических усилий в отношении Ирана, и за несколько недель до иранских президентских выборов.
Сообщение о запуске, с которым президент Махмуд Ахмадинежад выступил в среду, выглядело как смесь бряцания саблей перед лицом врагов Ирана и демонстрации силы для внутреннего потребления.
Как сообщают государственные СМИ, Ахмадинежад назвал испытание ракеты 'Саджил-2' успешным, заявив, что она 'поразила назначенную цель'. Иран утверждает, что новая ракета более совершенна, чем ранние образцы, и работает на твердом топливе, что делает ее более простой в развертывании, чем ракеты на жидком топливе.
Иран заявил, что 'Саджил-2' имеет радиус действия в 2 000 километров, то есть, около 1 200 миль. Это позволяет ей достичь Израиля и черноморского побережья государств-членов Европейского Союза Румынии и Болгарии, хотя во время предыдущих запусков объявленная дальность действия была такой же.
Западные эксперты сомневаются в правдивости предыдущих заявлений Ирана о технических достижениях. Американский чиновник подтвердил факт запуска, но добавил, что он продолжает изучаться.
Иранские официальные лица говорят, что их ракетная программа предназначена исключительно для обороны и сдерживания, хотя западные чиновники опасаются, что эти ракеты могут быть модифицированы для оснащения ядерными боеголовками. Иран упорно осуществляет свою ядерную программу, как он утверждает, в мирных целях, но многие на Западе считают, что в стране разрабатывается ядерное оружие.
В начале недели президент Обама, встретившийся в Вашингтоне с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, представил примерный график оценки успешности дипломатической инициативы Вашингтона в отношении Ирана, заявив, он рассчитывает на появление к концу года ощущения того, что Иран 'серьезно нацелен на разрешение противоречий'.
По словам американских и израильских чиновников, в результате встречи США и Израиль договорились проводить регулярные переговоры на высоком уровне для оценки прогресса в ядерной программе Ирана, реакции Тегерана на международные дипломатические инициативы и экстренного планирования на тот случай, если переговоры провалятся.
Как сообщает Associated Press, заместитель министра иностранных дел Израиля Дэнни Аялон заявил, что запуск ракеты был, вероятно, реакцией на 'очень позитивную встречу' двух лидеров.
Высокопоставленный американский чиновник, занимающийся вопросами нераспространения, заявил, что иранский запуск представляет собой 'значительный шаг вперед' в ракетной программе Тегерана. Он отметил, что администрация Обамы воспользуется аргументом об этом испытании, чтобы указать России на опасности продажи военной техники Тегерану. В настоящее время Москва ведет переговоры с Ираном о поставках противоракетных батарей.
Кроме того, в следующем месяце Ахмадинежаду предстоят президентские выборы. В среду было подтверждено участие в выборах еще трех видных политиков, и, таким образом, предвыборный сезон начался.
Популистские обещания помогли Ахмадинежаду победить на последних выборах, но его экономическая политика мало способствовала улучшению жизни большинства граждан Ирана, где сохраняется высокий уровень безработицы и инфляции.
'Поскольку до президентских выборов остается всего несколько недель, Ахмадинежад заинтересован в том, чтобы отвлечь внимание общественности от своей катастрофической экономической политики и представить себя в роли сильного лидера', - говорит Карим Саджадпур (Karim Sadjadpour), эксперт по Ирану из Фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне.
Но иранцы страшно гордятся технологическими достижениями своей страны, особенно, в условиях санкций ООН и США, введенных против их страны.
'Когда страна сильная - это хорошо, - заявил после запуска в среду тегеранский таксист, просивший не называть его имя. - Но было бы лучше, если бы сначала они навели порядок в экономике, а потом занимались военными делами'.
При участии Рошанака Тагави (Roshanak Taghavi), Тегеран, и Джея Соломона (Jay Solomon), Вашингтон