Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восток и Запад? Все не так просто

В Европе строится старая 'стена богатства', призванная разделить реформаторов и отстающих, бережливых и расточительных

Восток и Запад? Все не так просто picture
Восток и Запад? Все не так просто picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восточная Европа разделяется на те страны, где после падения коммунизма были проведены рыночные реформы, и на те, где этого не произошло или процесс был проведен через пень-колоду. Первые до сих пор довольно успешно сопротивляются экономической рецессии, в то время как вторые проваливаются в длительный период медленного роста и высокого уровня безработицы.

Турист, оказавшийся в недавние выходные в Праге или Лондоне, не обнаружил бы признаков того, что Центральная или Западная Европа находятся в состоянии серьезной рецессии. Длинные очереди туристов следуют за экскурсоводами, размахивающими флагами или зонтиками, чтобы указать группам путь. Большие толпы обедающих выливаются из баров и ресторанов на городские площади и улицы. Кафедральные соборы, музеи и оперные театры по-прежнему заполнены народом, а, по мере того, как улучшается погода, уличные кафе заполняются посетителями, желающими выпить в лучах солнца.

Однако если приглядеться поближе или проверить ситуацию в городе в середине недели, картинка становится мрачнее.

За последний год число американских и японских туристов, посещающих Лондон, уменьшилось примерно на одну треть. Надо признать, что это снижение было уравновешено увеличением на 11,5 процентов числа британцев, приезжающих в столицу, но уровень туризма снизился по всей Великобритании, кроме Лондона и северо-запада страны.

В прошлом году некоторые из британцев, посещающих сегодня Лондон, были бы в Праге.

За последние годы центральноевропейские города монополизировали отрасль холостяцких вечеринок и девичников, прилетающих на рейсах авиакомпаний-дискаунтеров. Молодые британцы, блюющие на улице возле стрип-баров, превратились в стихийное бедствие; от их отсутствия пострадают только финансы.

Другие категории туристов также находятся в состоянии стагнации. Посещения с ночевкой в Праге выросли в прошлом году лишь на 1289, в то время как в 2007 число таких поездок увеличилось на 922 620 по сравнению с предыдущим годом. И в это же время новые роскошные отели открывают свои двери.

Через них проходит очень мало гостей, туристов или просто посетителей. На прошлой неделе мы с двумя друзьями были единственными людьми в баре красивого нового отеля в Праге. В его ресторане не было никого, кроме официантов.

Эти сооружения были построены для богатых американских и азиатских туристов, но в 2008 году перелеты бизнес-классом уменьшились на 20 процентов, а перелеты эконом-классом - на 10 процентов.

Ключи к разгадке новой реальности

Следует признать, что важность туризма сильно варьируется для разных стран. Его доля в общем ВВП страны обычно высока - от 15 до 25 процентов - в странах Средиземноморского бассейна, и ниже в других европейских странах. Тем не менее, туризм является очень серьезным индикатором общего благосостояния во всех странах, так как при снижении доходов от путешествий за границу отказываются в первую очередь. В настоящее время эксперты прогнозируют стагнацию туризма, а затем и урезание расходов.

Другие индикаторы указывают на не менее мрачные прогнозы. На этой неделе Европейская комиссия опубликовала прогнозы для экономик стран Евросоюза на ближайшие два года. Все прогнозы значительно хуже, чем сделанные ранее. Среди полученных результатов есть и такой: в период до конца 2010 года экономики стран Евросоюза сократятся в целом на 4 процента.

Ожидается, что уровень безработицы в Евросоюзе вырастет до 10,9 процента, прежде чем восстановление экономики начнется в конце 2010 года.

Кроме того, ожидается, что в странах еврозоны этот уровень вырастет до 11,5 процентов.

Экономика некоторых стран пострадает еще больше. Ожидается, что ВВП Германии сократится в этом году на 5,4 процента, падение ВВП Великобритании и Италии будет в районе 4-4,5 процентов, экономика Ирландии сократится аж на 9 процентов, а в Латвии падение составит 13,1 процента.

Ко всем подобным прогнозам следует относиться с осторожностью. В начале этого года Еврокомиссия заявила, что ВВП стран Евросоюза сократится в 2009 году лишь на 1,9 процента и вновь начнет свой рост в 2010 году. Сегодняшние прогнозы могут оказаться столь же пессимистичными, насколько вчерашние были оптимистичными. Тем не менее, в этих цифрах содержатся некоторые ключи к разгадке новой европейской реальности, которые до сих пор были почти не замечены наблюдателями. Старая экономическая граница между Восточной и Западной Европой (так называемая 'стена богатства') заменяется на нечто более сложное и показательное.

Основным ключом к разгадке является тот факт, что прогнозы для Польши обещали небольшое снижение ВВП на 1,9 процента. Однако польское правительство отвергло даже этот прогноз, предсказав, что восстановление начнется в следующем году.

Схожим образом и Чехия- которая ранее вместе с Польшей выступила против пакета региональной помощи, предлагаемой Евросоюзом странам Восточной и Центральной Европы, заявив, что их экономики не находятся в состоянии падения и не нуждаются в 'спасении' - ожидает умеренного снижения на 2,7 процента в этом году и возобновления роста в 2010. Ожидается, что в Словакии тоже все будет хорошо - примерно так же хорошо, как в Швеции.

С другой стороны, экономики Венгрии, Украины и Румынии в восточной части Европы оказались в наихудшей ситуации, как по сравнению со своими европейскими соседями, так и по сравнению с другими странами. В этих странах сохраняется тяжелая промышленность советских времен и структуры соцобеспечения, стимулирующие праздность. Все они выстраиваются в очередь за кредитами от МВФ.

Две разделительные линии Европы

Таким образом, Восточная Европа разделяется на те страны, где после падения коммунизма были проведены рыночные реформы, и на те, где этого не произошло или процесс был проведен через пень-колоду. Первые до сих пор довольно успешно сопротивляются экономической рецессии, в то время как вторые проваливаются в длительный период медленного роста и высокого уровня безработицы.

Вторая разделительная линия проходит между странами, которые занимали слишком много и часто, и теми, кто демонстрировал сравнительное финансовое благоразумие. Эта граница проходит и на Западе и на Востоке. Примерами неблагоразумия в Западной Европе являются Испания и Ирландия. Обе они развитые страны, давным-давно реформировавшие свой 'реальный сектор'. Но обе страны использовали распределение риска в еврозоне, чтобы принять участие в спекулятивном буме на рынке недвижимости, поддерживаемом кредитами. Сегодня уровень безработицы в Испании составляет 20 процентов, а сокращение экономики в Ирландии превышает средние значения по ЕС.

Та же история произошла в Латвии и Венгрии в восточной части Европы. Венгрия отставала в проведении настоящих экономических реформ и в результате имела низкий уровень экономического роста. Латвия провела смелые экономические реформы и, подобно своим прибалтийским соседям, наслаждалась в начале тысячелетия двузначным ростом своей экономики.

Затем обе страны начали транжирить деньги, пользуясь возможностью получения легких кредитов из-за рубежа. Теперь обе они страдают от необходимости погашения кредитов, что может замедлить выход из рецессии. Венграм приходится особенно тяжело, потому что они брали ипотечные кредиты деноминированные в швейцарских франках, чей обменный курс по отношению к венгерскому форинту, в котором выплачиваются долги, за последние месяцы взлетел. Если достаточное число этих должников не смогут выплатить ипотечные кредиты, в беде окажутся уже австрийские банки, которые выдавали кредиты. Вся Европа хотела бы избежать эффекта падающего финансового домино.

Вскоре к этим двум границам присоединится и еще одна: между нациями, где восстановление произойдет быстро, и теми, где экономическая стагнация или падение задержится надолго.

Расхожее мнение о том, что развитым нациям, таким как Германия и Франция, где проводится благоразумная финансовая политика, будет легче восстановить свою экономику, скорее всего, право. Однако за последние годы обе страны накопили преграды для роста, которые могут сделать восстановление их экономик медленнее и слабее, чем предсказывается. Многочисленные попытки Николя Саркози распространить регулирование и повышенные налоги на более конкурентноспособные страны ЕС непреднамеренно указывают на эту глубинную слабость.

Такие страны как Польша, Чехия и Балтийские государства быстро догонят и со временем, возможно, перегонят экономики 'старой Европы'. Как указывает Март Лаар (Mart Laar), стоявший у руля эстонских экономических реформ, за полтора десятилетия 'шоковой терапии' экономики этих стран избавились от излишеств и стали гибкими.

Даже Латвия, экономика которой наиболее пострадала от финансовой неумеренности, скорее всего, восстановится быстрее, чем нереформированные государства, подобные Венгрии, так как профинансировать дефицит проще, чем увеличить продуктивность трудящихся.

Таким образом, позади, возможно, на несколько десятилетий, останутся те отстающие государства, где по-прежнему не провели реформы. Они находятся ближе к России, подвержены ее влиянию и являются либо жертвами, либо бенефициарами геополитического перетягивания каната.

Если эти тенденции подтвердятся, одним из уроков этого кризиса станет то, что слова 'отмена регулирования' нельзя применять к двум различным и не связанным между собой видам деятельности.

Отмена регулирования в реальном секторе посткоммунистических государств возродила их сломанные экономики и улучшила жизни миллионов. Финансовая дерегуляция (а, вернее, ленивое, некомпетентное и невежественное регулирование сложных банковских нововведений) ослабило устойчивость денег, без которой не может процветать ни одна реальная экономика. Если политики путают две эти вещи, они могут замедлить выход их кризис на неопределенное время.

К счастью, совокупный эффект текущей и будущей реальности, скорее всего, приведет к тому, что Европа будет лучше сбалансирована экономически между Востоком и Западом, центром и периферией. Со временем это приведет к тому, что Европа будет лучше сбалансирована и политически - и это уже происходит.

Глубинный мотив

С момента 'Оранжевой революции' на Украине, новая коалиция стран-членов ЕС - Польша, Чехия, Балтийские государства и, как ни удивительно, Швеция - настаивают на включении Украины, Грузии и других посткоммунистических государств в такие организации, как НАТО и ЕС. Даже до начала экономического спада, они утверждали, что требуется распространить реформы и стабильность в эти отстающие государства. Но глубинным мотивом этой настойчивости является их страх возрождающейся авторитарной России.

Этот страх только усилился с момента российско-грузинской войны, но столкновение также привело к миролюбивому изменению акцентов - теперь вместо расширения НАТО речь в первую очередь идет о расширении ЕС. На прошлой неделе в Праге чехи дали старт 'Восточному партнерству'.

По сравнению с приглашением Грузии и Украины в НАТО, это скромное предложение: ЕС предложит своим шести восточным соседям безвизовый режим, неограниченную внешнюю торговлю, помощь в институциональном строительстве и финансовую помощь. Тем не менее, российский министр иностранных дел раскритиковал 'Восточное партнерство' как попытку установить европейскую сферу влияния на заднем дворе России. Впереди маячит полномасштабная дипломатическая битва.

Западноевропейские государства, такие как Франция и Германия, считают, что хорошие отношения с Россией (и гарантированные поставки российского газа) важнее независимости и стабильности Украины и Грузии. Они хотели придушить эту инициативу в ее чешской колыбели.

Им удалось ослабить любые намеки на то, что за 'партнерством' последует полноценное членство в ЕС, но они не смогли полностью убить эту инициативу. Учитывая растущее влияние Восточной Европы и глубинный миссионерский импульс ЕС, 'Восточное партнерство', скорее всего, превратится в раздражитель российско-европейских отношений - а также отношений между Востоком и Западом внутри самого Евросоюза.

Ну а пока саммит принес столь необходимое облегчение пустым ресторанам и роскошным отелям чешской столицы.

Джон О'Салливан является старшим научным сотрудником Гудзонского Института (Hudson Institute)

____________________________________________________________

Свободные и щедрые русские с удовольствием путешествуют за границей ("The New York Times", США)

Секс-туризм поднимет ВВП ("Бизнес&Балтия", Латвия)

Ставку надо делать на сельское хозяйство и туризм ("Liberation", Франция)

Обсудить публикацию на форуме