Когда рукав Амура освободился ото льда, на нем был возведен понтонный мост, и так происходит каждую весну. Пять лент назад иностранец мог бы пересечь его безо всяких формальностей. Но теперь доступ закрыт шлагбаумом и охраняется вооруженными военными.
"Это пограничная зона!", - гавкает проходящий мимо чиновник. Именно в этом пограничном районе российского Дальнего Востока президент Медведев принимает (сегодня вечером и завтра) своего чешского коллегу в рамках ежегодного саммита Россия-ЕС.
На другом берегу Амура находится остров Большой Уссурийский, который раньше полностью принадлежал России. Однако в 2004 году десяток километров его территории, то есть треть острова, уступили Китаю. Отрезание части острова, на котором до сих пор живут 170 россиян, и потеря двух соседних островов были восприняты многими местными жителями как унижение, навязанное Москвой. Но при помощи такой меры был урегулирован территориальный спор 150-летней давности. "В этом нет трагедии, - успокаивает Сергей Михайлов, российский предприниматель, работающий с китайскими инвесторами в сфере угольной промышленности. - Это позволило улучшить отношения между Пекином и Москвой".
Таким образом была ускорена реализация крупных двусторонних проектов, начиная со строительства нефтепровода Сибирь - Тихий океан, которое уже входит в завершающую стадию. В 2006 году только 6 процентов экспорта российского "черного золота" направлялось в Китай - по железной дороге. Благодаря новому нефтепроводу Москва собирается довести эту цифру до 33 процентов к 2020 году. На Дальнем Востоке России Пекин закупает в основном дерево и уголь.
В тридцати километрах ниже по течению Амура расположен Хабаровск, главный город региона (570 000 жителей), где отчетливо слышится китайский акцент. Между площадью Ленина и проспектом Карла Маркса тянутся советские жилые дома из грубого кирпича или из бетонных панелей. Как и повсюду в России, здесь выросли позолоченные купола отреставрированных или вновь выстроенных церквей. Но с одной разницей - здесь их строили китайские рабочие. Другая экзотическая черта: большинство машин праворульные, - это подержанные "Мицубиси" и прочие "Ниссаны", купленные в Японии.
"Европа - это другой мир"
"Разумеется, я боюсь китайцев, их ведь так много", - сразу признается Лариса. Эта крашеная блондинка с большим количеством макияжа на лице знает, о чем говорит: она продает на большом "китайском рынке" сумки и нижнее белье "made in China", и хозяин у нее китаец. Вдоль длинных рядов контейнеров, превращенных в торговые лавки, греются на солнышке китайские торговцы. После принятия в 2007 году специального закона (который изначально был направлен против грузин) они не имеют права сами продавать свой товар. Лариса, которая зарабатывает примерно 12 000 рублей в месяц (275 евро), очень довольна этим законом, который, по ее словам, сохранил рабочие места для россиян.
Желтая угроза? "Алеша", 32-летний китаец, русифицировавший свое имя, смеется над этим термином. "Это китайцы боятся русских, даже притом, что сейчас стало меньше хулиганов (агрессивных расистов), чем было раньше". Он - владелец магазинчика, торгующего аксессуарами для мобильных телефонов; у него работает киргиз с российским паспортом. "Я живу в общежитии, где делю комнату в 20 квадратных метров с тремя земляками, это стоит 20 000 рублей в месяц (460 евро)", - рассказывает он. Несмотря ни на что, он зарабатывает больше, чем если бы остался в Китае.
В Хабаровске никто не испытывает страха перед нашествием китайцев. По словам кремлевского представителя в регионе Виктора Ишаева, здесь живет всего 10 000 китайских мигрантов, в основном это сезонные рабочие, и живут они скромно. А чего здесь в изобилии, так это китайских товаров. Они продаются на рынках, но жители Хабаровска очень любят самостоятельно покупать их в Китае.
Для этого нужно лишь потратить час на поездку на быстроходном катере, который привезет вас в Фу Юань. В этой деревушке, за несколько лет превратившейся в город, китайцы перешли на русский язык и дают своим лавочкам названия типа "солнце" или "море", делая вывески на кириллице.
Ночь в Фу Юане
Россияне покупают здесь одежду, запчасти для машин или отовариваются в секс-шопах. В Фу Юане остаются на ночь, чтобы при случае "оторваться", признаются два крепких молодца, увешанных покупками, которые сходят на берег в Хабаровске.
В Китае существуют даже новые русские эмигранты, рассказывает Мария Нечипорук, главный редактор газеты "Коммерсант Восток России". Пенсионеры, которые в России ведут нищенское существование, на другом берегу Амура могут позволить себе двухкомнатную квартиру и приличную одежду.
Как и многие другие простые люди, 19-летний Вадим никогда не бывал в Москве. На самолете - слишком дорого, на поезде - слишком долго (семь дней по Транссибирской магистрали). Он студент и вот уже три года учит язык Конфуция. Для Вадима Европа - это другой мир. Будущее рядом с китайцами представляется ему вполне естественным. "Это не экзотика, они - часть нашей жизни".
____________________________________________________________
По прогнозу эксперта, саммит ЕС-Россия принесет мало ощутимых результатов ("Deutsche Welle", Германия)
Россия и Китай поделили острова ("Час", Латвия)
Забытые города востока России ("Chicago Tribune", США)