Скоро мы увидим очередной акт трагикомедии под названием 'Пхеньян водит за нос Вашингтон'. Хотя Ким Чен Ир без обиняков грозит провести новое ядерное испытание, спецпредставитель США Стивен Босуорт (Stephen Bosworth) на прошлой неделе заявил, что администрация Обамы 'сохраняет спокойствие', и у нее 'нет ощущения надвигающегося кризиса'. В Пхеньяне эти слова наверняка встретили с улыбкой.
В октябре 2006 г. Северная Корея наглядно убедилась: воинственная позиция способна принести ей головокружительные дипломатические успехи. Первое ядерное испытание, проведенное Пхеньяном, привело к возобновлению шестисторонних переговоров, обеспечив Ким Чен Иру прикрытие для продолжения работ в рамках северокорейской ядерной программы.
Сегодня Ким готовится повторить этот сценарий - с тем же результатом. В апреле Пхеньян запустил ракету 'Тэпходон-2', а сотрудник Совета национальной безопасности Гэри Сэмор (Gary Samore) недавно подтвердил, что в КНДР скорее всего ведется подготовка ко второму испытанию ядерного устройства. Кроме того, в Северной Корее должен состояться суд над двумя американскими журналистами за 'враждебную деятельность'. Официальная северокорейская газета называет Америку 'разбойником и бандитом'. Недавно Ким распорядился отстранить международных наблюдателей от работы на атомном комплексе в Йонбене. Наконец, Пхеньян угрожает 'начать' обогащение урана - технологии для этого он приобрел уже давно.
Второй ядерный тест ни в коем случае нельзя воспринимать как простой пропагандистский ход. Большинство экспертов считает, что первое испытание в 2006 г. было отчасти неудачным: мощность взрыва оказалась намного ниже запланированной. Таким образом, уже более двух лет у Пхеньяна существуют серьезные научные и военные императивы для проведения второго теста: его потенциальные преимущества в плане новых данных, накопления опыта и др. несомненны.
Чего все это время не хватало Северной Корее - так это политической ситуации, позволяющей провести такое испытание, не ставя при этом под угрозу продолжение шестисторонних переговоров со всеми вытекающими выгодами в плане легитимности. Несмотря на то, что в годы второго срока президента Буша его внешнеполитические решения определял Госдепартамент, после 2006 г. еще один тест вполне мог положить конец переговорному процессу.
Со стороны администрации Обамы северокорейский режим пока что не сталкивается с такой угрозой. Несмотря на агрессивное поведение Пхеньяна Босуорт подтвердил 'приверженность' Вашингтона 'диалогу' и его 'несомненную заинтересованность в возвращении за стол переговоров как можно скорее'. Именно это и нужно Северной Корее - чтобы США были настроены примирительно, проявляли готовность к компромиссу, как это было с администраций Буша после испытаний 2006 г.
Если еще один взрыв ядерного устройства не пустит шестисторонние переговоры под откос, Ким сделает абсолютно правильный вывод, что реальная перспектива демонтажа северокорейской ядерной программы ему не грозит. Северная Корея, конечно загадочная страна, но в ее внешнеполитической тактике нет ничего загадочного: она просто эффективна. Непонятно как раз другое - почему наши администрации, как республиканская, так и демократическая, до сих пор не осознали, что их почти религиозная вера в шестисторонние переговоры иллюзорна.
Недавно госсекретарь Хилари Клинтон (Hillary Clinton) назвала принцип 'увязки' во внешнеполитическом курсе по отношению к России пережитком 'старого мышления'. Разногласия в одной сфере, утверждает она, не должны мешать взаимодействию 'по другим вопросам первостепенной важности'. Независимо от того, целесообразен ли отказ от 'привязки' в отношениях с Москвой, отделение вопроса о северокорейских ядерных испытаниях от вопроса о шестисторонних переговорах по сути означает 'зеленый свет' для Пхеньяна.
Более того, Иран и другие страны, готовые нарушить режим нераспространения ядерного оружия, придут к точно такому же выводу: шестисторонние переговоры и прочие формы 'диалога' - чистая профанация, следствие нарастающей нерешительности в Вашингтоне. Если США смирятся со вторым ядерным испытанием в КНДР, Иран скорее всего возьмет на вооружение успешную стратегию Пхеньяна.
Для администрации Обамы пришло время отвергнуть кимовский сценарий. Если она этого не сделает, нам стоит готовиться к превращению Ирана - а за ним и других государств - в ядерные державы.
Джон Болтон - старший научный сотрудник Американского института предпринимательства, автор книги 'Капитуляция - не выход: Защищая Америку в ООН и на международной арене' ("Surrender Is Not an Option: Defending America at the United Nations and Abroad") (вышла в издательстве Simon & Schuster в 2007 г.)
_________________________________________________________
Дипломатия - эффективный инструмент, но она не может нейтрализовать все угрозы ("The Financial Times", Великобритания)
России оказан холодный прием, а китайцы чувствуют себя весьма уютно ("The National", Объединенные Арабские Эмираты)
По мнению экспертов, Северная Корея - полноценная ядерная держава ("The Times", Великобритания)