Барак Обама унаследовал целый набор политических принципов и концепций в сфере национальной безопасности, которые он отвергал во время предвыборной кампании, но с которыми согласился, став президентом. Это поразительный разворот на 180 градусов, который нам следует приветствовать.
Например, президент Обама сохранил военные трибуналы Джорджа Буша для подозреваемых в терроризме, хотя до своего избрания называл их "чудовищной неудачей" и "черной дырой в правовом поле". Во время избирательной кампании летом прошлого года его помощники утверждали, что "судебная система : в состоянии осудить террористов". Но придя к власти, он выяснил, что это не так.
В интервью NBC в 2007 году он настаивал на том, чтобы Конгресс пригрозил "последствиями" за "неспособность выдерживать различные контрольные показатели и сроки" в оказании помощи Ираку. А в этом месяце Обама добился отмены таких законодательно установленных показателей в плане финансирования Ирака и Афганистана на сумму 97 миллиардов долларов.
Обама 23 апреля согласился с требованиями Американского союза борьбы за гражданские свободы опубликовать фотографии о жестоком обращении с задержанными. Сейчас же он отказывается от такой публикации. Очевидно, руководители из Пентагона убедили его, что публикация фотографий увеличит степень риска для американских войск и гражданского персонала.
На протяжении всей своей президентской кампании Обама резко критиковал стратегию Буша по борьбе с повстанческим движением в Ираке, утверждая, что она обречена на провал. В этом году, столкнувшись с усилением насилия в Афганистане, Обама отверг предостережения о "попадании в болото" и приказал направить в эту страну дополнительные войска. Он не называет такие меры "усилением группировки", но это именно усиление. В Афганистане он применяет ту самую стратегию контрпартизанской борьбы, которую Буш использовал в Ираке.
Будучи кандидатом, Обама обещал закончить войну в Ираке выводом всех войск к марту 2009 года. Став президентом, он замедлил процесс сокращения группировки. Он также заявил, что оставит в Ираке не менее 50000 американских военнослужащих.
Такие развороты заслуживают похвалы и свидетельствуют о том, что когда дело доходит до национальной безопасности, получение информации о террористических угрозах на посту президента существенно отличается от уговоров и умиротворения активистов из MoveOn.org и Code Pink (неправительственные объединения различной направленности - прим. перев.) в роли кандидата на пост главы государства. Реалии государственного управления становятся превыше реалий предвыборной кампании.
Мы также видим, насколько изменил свои позиции Обама по внутренним вопросам, но здесь это принесет больше вреда, чем пользы.
Обама во время кампании выступал за "ответственную налогово-бюджетную политику", заявив в своей речи в Сенате в 2006 году, что "рост задолженности это скрытый внутренний враг". А выступая на съезде демократов, когда его утверждали в качестве кандидата в президенты, он пообещал "строку за строкой проверять федеральный бюджет, убирая из него программы, которые больше не работают". Даже сейчас он говорит, что "сократит дефицит : наполовину к концу своего первого президентского срока", а также "искоренит "расточительство и злоупотребления в бюджете".
Однако либеральные действия Обамы опровергают его консервативные в финансовом плане заявления. Он предлагает оргию расходов и вакханалию долгов. В его бюджете запланирован 25-процентный рост доли федерального правительства в ВВП, удвоение долга страны за пять лет, а также почти трехкратное его увеличение через десять лет.
Что касается здравоохранения, то во время избирательной кампании Обама открыто осуждал "систему медицинского обеспечения под управлением государства", называя ее "экстремальной" и ведущей к "увеличению затрат". А сейчас он продвигает план, который по сути дела приведет страну к государственной системе здравоохранения. Даже Washington Post ставит ее под сомнение, заявляя: "Трудно представить себе : преимущества государственной системы".
Осуществлять кабинетные перестановки это одно дело. А управлять страной, постоянно противореча тому, что ты говорил в качестве кандидата - совсем другое. Повороты на 180 градусов в вопросах национальной безопасности, которые делает Обама - это разумный шаг. Но в вопросах внутренней политики такие кульбиты только наносят вред.
Однако в обоих случаях мы узнали об Обаме кое-что новое. Во время кампании его вдохновляло то, что историк Форрест Макдоналд (Forrest McDonald) как-то назвал "проекцией привлекательного имиджа". Каждый политик хочет, чтобы его имидж был привлекательным. Но Макдоналд предупреждал, что на привлекательности имиджа нельзя сосредоточивать чрезмерные усилия, поскольку это может превратиться в самоцель. Такой подход может сработать во время кампании, как узнал Обама. Но он может также усложнить жизнь кандидату после его избрания. Это Обама узнает сейчас.
Привлекательный имидж Обамы, созданный во время избирательной кампании, оказался недолговечным. Он отошел на край левого фланга в вопросах национальной безопасности, чтобы добиться номинации, но обнаружил, что обязательства, которые он брал на себя во время кампании, были малозначительными и противоречили интересам безопасности США.
Обама занял жесткую центристскую позицию в экономических вопросах, чтобы победить на всеобщих выборах. Но вскоре он обнаружил, что его предвыборные обещания создают препятствия на пути продвижения самого либерального с точки зрения идеологии экономического плана со времен программы "Великого общества" (провозглашенной Линдоном Джонсоном - прим. перев.).
Обама либо не очень хорошо осознавал, что означает государственное управление, либо использовал такие слова, чтобы ввести общество в заблуждение. Ни один из этих вариантов не вызывает особого воодушевления. Сегодняшний американский президент очень сильно отличается от того человека, которого продвигали на этот пост в прошлом году. Со временем такие отличия у политика могут стать очень заметными.
Карл Роув - бывший старший советник президента Джорджа Буша и заместитель главы его администрации.
_________________________________________________________
100 дней Барака Обамы - внешняя политика ("Voice of America News", США)
Сто дней в Обамаленде ("The Guardian", Великобритания)
'Лакуны' восточноевропейской политики первых ста дней Обамы ("EUobserver.com", Бельгия)