В последние месяцы дискуссии по поводу возможностей борьбы с экономическим кризисом в основном вертятся вокруг дефицита бюджета и вопроса структурных реформ в госуправлении. Направление верное, поскольку других источников дополнительных средств, за исключением международного займа, в распоряжении правительства нет. Однако это не единственное направление, в котором правительству стоило бы работать.
Не хватает антициклических мер
В некоторых аспектах нынешняя ситуация напоминает 2006-2007 годы. Вместо стремительного роста вроде бы наблюдается такое же стремительное сокращение, щедрые траты и необоснованный оптимизм "тучных лет" сменили затягивание поясов и, возможно, преувеличенно фатальный пессимизм. Однако это только зеркальное отражение.
Действия правительства, идущего на поводу у фазы экономического цикла, ничем не отличаются от 2006 или 2007 года. Тогда почти ничего не делалось для ограничения безумного потребления, кредитования и бума недвижимости. Правительство не занималось антициклической политикой, как это принято в мировой практике.
Сегодня - похожая ситуация. Если в условиях кризиса мы будем только ограничивать государственные расходы, потребление и увеличивать налоги, то есть действовать циклически, последствия будут катастрофическими. С сокращением бюджетных расходов снижается потребление и растет безработица. В результате сокращение объема поступающих в бюджет средств заставляет еще больше обрезать бюджетные расходы, что, в свою очередь, влечет за собой новые сокращения потребления и налогов, и т.д. Если не проводить антициклическую политику, мы войдем в негативную спираль, и падение будет очень глубоким.
Можно ли выбраться из негативной спирали? Да, точно так же, как в 2006 году можно было затормозить необоснованный рост, реализуя социально-экономическую программу ТБ/ДННЛ, эффективность мер которой подтвердили и эксперты Международного валютного фонда. К сожалению, убедить партнеров по коалиции нам не удалось. Спекулятивную экономику, основанную на мыльном пузыре недвижимости, нужно было обуздать, ресурсы направить на производство и долгосрочное развитие. Теперь же правительство должно быть "обогревателем" экономики, закачивая в нее дополнительные средства и оживляя финансовый рынок.
План преодоления кризиса
Есть ли у нас план наилучшего "разогрева" экономики? Есть, и в его основе четыре конкретных пункта, которые включают в себя и социальный, и экономический, и внешнеполитический аспекты. Общим девизом ее может быть "Поддержи своих!"
1) Самое существенное в нынешней экономической ситуации - сохранение рабочих мест. Правительство должно действовать точно так же, как это делают другие страны ЕС - субсидировать сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест. Здесь можно вспомнить британский вариант с прямыми платежами работодателю за каждого нового занятого, или французскую модель освобождения микропредприятий от социальных выплат за каждого нового работника.
Да, это существенное вмешательство государства в экономику, однако огромная армия безработных, которая уже осенью может остаться без средств к существованию, может привести к социальной катастрофе. Мы предлагаем три возможных механизма для предотвращения этой ситуации: сокращение социального налога с работодателя за сохранение рабочих мест в течение календарного года; единовременные субсидии за создание новых рабочих мест на протяжении по меньшей мере года; государственную оплату социальных платежей лицам, зарплата которых сокращена по меньшей мере на 25%.
2) Вторая взрывоопасная категория жителей - те, у кого есть кредиты на покупку жилья. К столкнувшимся с финансовыми трудностями жителям, сумма кредтита которых не превышает, например, 100 000 латов, следовало бы применять специальную программу защиты занятоного должниками жилья. Обязательства по программе должны взять на себя три стороны - государство, должник и банк. Государство в течение определенного времени могло бы оплачивать проценты по кредиту, банк пошел бы навстречу, отложив выплату основной суммы, например, на два-три года, а должник обязался бы честно платить часть от платежей по процентам.
3) Поскольку рынок кредитования, который является кровеносной системой экономики, в Латвии практически встал, правительству стоило бы выступить с инициативой для его оживления и ввести программу поддержки покупателей первого жилья. Здесь также существенным является сотрудничество трех сторон - государства, коммерческих банков и получателей кредитов. Государство, например, могло бы временно оплачивать покупателям первого жилья (стоимостью до 100 000 латов) половину от процентов по кредиту, а также стать поручителем для всей суммы, если банк согласится отложить выплаты основной суммы кредита как минимум на два года.
4) В переговорах с международными кредиторами и крупными странами ЕС правительству нужно достичь понимания того, какие мероприятия необходимы для преодоления кризиса, не ограничиваясь при этом лишь сокращением госрасходов. Здесь есть
два направления: во-первых, убедить международных кредиторов в том, что необходимо расширение списка целей, на которые выделяются средства. Во-вторых, убедить страны еврозоны смягчить Маастрихтские критерии введения евро, которые были приняты в совершенно других экономических условиях. Нужно принять во внимание то, что многие страны еврозоны сейчас на в состоянии их выполнить, и несправедливо выдвигать к новым странам ЕС критерии, которые невыполнимы даже в экономически очень развитых государствах.
Фундамент экономики будущего
Вместе с антикризисными мероприятиями нам нужно иметь четкое видение того, что мы будем делать, когда мировая и латвийская экономика начнут выздоравливать. Крайне важно, чтобы в момент, когда экономика восстановится от кризиса, Латвия оказалась конкурентоспособной.
Мне кажется, что кризис - это пусть и не легкая, но возможность перевести экономику на новые рельсы, которые ведут от спекуляций к производству, от массовой продукции к наукоемким технологиям, от общества потребления к творческому и зеленому обществу.
_____________
Латвию спасет авторитаризм? ("Час", Латвия)
Горе и беда ("Delfi", Латвия)