В ноябре 2008 года в ходе последнего саммита Россия-ЕС, проходившего Ницце, Еврокомиссию покорил весьма либеральный настрой речей Дмитрия Медведева. Сейчас, когда мы должны бороться с финансовым кризисом, думали тогда в Брюсселе, Москва наконец-то решила проводить открытую экономическую политику в отношении Европы.
Полгода спустя похвалы сменились упреками, и двадцать-семь стран-членов Евросоюза с беспокойством наблюдают, как Россия возводит новые барьеры на пути внешнеторговых сделок. Эта озабоченность должна была стать предметом обсуждения сегодня на саммите в Хабаровске. Швеция, которая готовится перенять эстафету председательства в Евросоюзе, уже выражала обеспокоенность 'протекционистскими сигналами', идущими в последнее время из Москвы. По мнению Швеции это противоречит обязательствам, ранее взятым на себя Россией, в том числе в рамках переговоров о ее вступлении в ВТО.
Сухое молоко, зерноуборочная техника, радио-кабели, телевизионные экраны - широкая гамма производимых в ЕС товаров, представляющих приблизительно 15% от общего объема экспортных поставок Евросоюза в Россию, обкладываются высокими налогами и пошлинами (от 5 до 400 %).
Обязательства 'большой двадцатки'
Повышение таможенных пошлин, связанное с падением курса рубля приводит к значительному подорожанию европейских товаров. Кроме того, Москва собирается настоять на том, чтобы часть грузов из Европы доставлялась по железной дороге, а не грузовиками.
Члены Евросоюза опасаются, что эта позиция России говорит о более общем ужесточении курса страны, которой через голову 'реформатора' Медведева 'дистанционно' управляет премьер-министр Владимир Путин. Переговоры о вступлении России в ВТО, прерванные после августовской войны в Южной Осетии, возобновились лишь формально. 'В 2004 году было достигнуты договоренности по 95% вопросов, однако чувствуется, что Москва не может преодолеть последние этапы', - говорит один европейский переговорщик. Например, отменить налоги, которыми облагаются рейсы европейских авиакомпаний, чьи маршруты проходят над Сибирью: благодаря этому казна 'Аэрофлота' ежегодно пополняется на 330 миллионами евро.
Однако ЕС, главный коммерческий партнер России, покупающий у нее значительный объем потребляемого им газа, не готов оказывать давление на своего могущественного соседа. 'Наше сотрудничество с Россией в области борьбы с кризисом было очень плодотворным, теперь нам нужно расширять наши экономические связи', - считают в Брюсселе. Вежливый способ напомнить об обязательстве стран-участниц саммита 'большой двадцатки' бороться с 'новыми протекционистскими барьерами'. 'Мы не собираемся устраивать 'конкурс красоты' между нами и русскими с целью выяснить, кто лучше выполняет решения 'большой двадцатки'', - уточняет европейский дипломат. В противном случае Москва уже приготовила свой ответ: 'Европа пошла на дотации автомобильному сектору, хотя этот шаг был чреват нарушением конкуренции', - напоминает посол России при Евросоюзе Владимир Чижов.
____________________________________________________________
Европа не ждет многого от саммита в России ("EUobserver.com", Бельгия)
Российские автопроизводители надеются на слабый рубль и уповают на государство ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Беспорядки на Дальнем Востоке России ("Der Tagesspiegel", Германия)