Министерство иностранных дел прилагает все усилия к тому, чтобы успокоить страсти, разгоревшиеся после того, как советник премьер-министра Таро Асо предположил в недавнем интервью, что Северные территории могут быть поделены поровну между двумя странами.
Хотя правительство подчеркивает, что его позиция, согласно которой Япония обладает суверенитетом над всеми четырьмя островами к северу от Хоккайдо, остается неизменной, ранее Асо также отмечал возможность раздела Северных территорий поровну между двумя странами.
По-видимому, правительство размышляет об этой идее, как о пути выхода из тупика в двустороннем территориальном споре.
Бывший заместитель министра иностранных дел Сетаро Яти сделал противоречивое заявление во время интервью Mainichi Shimbun. 'Возвращение трех с половиной островов может быть приемлемым'.
'На долю островов Хабомаи и Шикотана приходится всего 7 процентов общей площади (четырех островов) Северных территорий. Эторофу [Итуруп - прим. пер.] - очень большой остров, и, если бы разделить площадь территорий надвое, то окажется, что это три острова плюс 20-25 Эторофу', - заявил он.
Действующий заместитель министра иностранных дел Митодзи Ябунака заявил в понедельник на пресс-конференции, что несколькими часами ранее министр иностранных дел Хирофуми Накасоне позвонил Яти в Соединенные Штаты и сделал ему строгое предупреждение.
'Прискорбно, что ваши замечания вызывают недоразумения', - заявил, по словам Ябунаки, министр иностранных дел Яти.
Ябунака сказал, что Яти в телефонном разговоре извинился перед Накасоне за свои высказывания.
Некоторые наблюдатели указали на то, что Яти выступил с такими заявлениями, поскольку он советник Асо по дипломатии.
Асо говорил о возможности возвращения Японии трех островов в свою бытность министром иностранных дел. 'Если прибавить 25 процентов площади острова Эторофу к трем остальным островам, то соотношение территории (разделенной между Японией и Россией) составит примерно 50 на 50'.
Лидер Новой партии 'Даити' Мунео Сузуки, член Палаты представителей, разбирающийся в японо-российских взаимоотношениях, задал вопрос о комментариях Яти во время заседания парламента в понедельник. Тогда Сузуки заявил: 'Именно это премьер-министр Асо ранее говорил в парламенте. Здесь нет ничего удивительного'.
Во время переговоров на высшем уровне Асо согласился с предложением президента России Дмитрия Медведева провести переговоры по этому вопросу, на основе 'нового, оригинального и нестандартного подхода'.
Медведев тогда подчеркнул, что территориальный спор может быть решен, как и любой другой спор в мире.
По мнению некоторых наблюдателей, президент сделал это заявление, помня о том, как в июле прошлого года Россия и Китай поровну разделили территорию спорного песчаного острова между реками Амур и Уссури.
Однако о подробностях 'нового, оригинального и нестандартного подхода' не сообщалось, и Россия по-прежнему готова решить территориальный спор только путем возвращения Хабомаи и Шикотана в соответствии с японско-советской совместной декларацией 1956 г.
Один из наблюдателей, высокопоставленный чиновник правительства, заявил, что Яти упомянул о возвращении трех с половиной островов, стремясь убедить Россию пойти на компромисс ради выхода из тупиковой ситуации. 'Господин Яти сделал эти комментарии, намекая России на то, что Япония в принципе готова изменить свои требования по возвращению четырех островов и стремится к продвижению накануне майского визита премьер-министра России Владимира Путина в Японию'.
Однако Асо, чья властная база хрупка, оказалось трудно достичь компромисса с Россией путем раздела территории четырех островов поровну между двумя странами.
В заявлении, сделанном Mainichi по телефону, Яти выразил сожаление по поводу своих высказываний в эксклюзивном интервью.
'Мне не стоило вдаваться в детали относительно Северных территорий до начала переговоров по этому вопросу. Впредь я не буду раскрывать подробности переговоров, - заявил он. - Мне не стоило делать комментарии, которые я сделал в интервью Mainichi Shimbun, равно как последующие высказывания другим средствам массовой информации. Я сожалею об этом'.
___________________________________________________________